Иосиф Львович Клаузнер (при рождении Йосл-Гдале Кло́узнер, Йосеф Гедалия Клаузнер;
2 августа 1874, Олькеники,
Виленская губерния -
1958,
Тель-Авив) - еврейский историк, литературовед, лингвист, сионистский и общественный деятель, один из инициаторов возрождения ивритской культуры
Апокрифов насчитывают обыкновенно 15.
От священных книг еврейского канона
Апокрифы отличаются тем
, что те из них, которые
являются действительно историческими произведениями (I и II книги Маккавеев)
или же носят имя своего действительного автора (Иешуа Бен-Сира),
не скрывают своего весьма позднего происхождения,
а столь же поздние книги еврейского канона (Когелет, Даниил) претендуют на большую древность и выставляют в качестве своих авторов людей, живших по крайней мере до Эзры.
апокрифические книги (Тобий, Юдифь, Сусанна и др.) носят слишком явный легендарный характер и поражают обилием анахронизмов:
так, напр., в Книге Юдифи Навуходоносор царствует в Ниневии (а не в Вавилоне) еще в то время, когда иудеи уже успели вернуться из Вавилонского плена, построить второй храм и иметь первосвященником Иоакима, который жил после Зерубабеля!
- Остальные же апокрифические книги (Послание Иеремии, Сон Мардохея, Молитва Манассе и др.) являются просто добавлениями к книгам еврейского канона.
В Мишне (Сангедрин, X, 1) таннай р. Акиба (1-я половина II христианского века) считает среди тех, которые потеряли право на загробную жизнь (חלק לעילם הבא), и читающего внеканонические книги (בספוים החיצזנים אף הקזוא).
Аморай р. Иосиф (конец III христианского века) говорит: «И Бен-Сиру (Иисуса, сына Сирахова) нельзя читать»
Во всяком случае амораи (а не таннаи) считают между внеканоническими и воспрещенными книгами также апокрифическую книгу Бен-Сиры.
Однако Бен-Сира часто цитируется в Талмуде
Причины невключения апокрифов в еврейский канон различны.
не были канонизированы и легендарные книги вроде Тобия и Юдифи как ничего общего с пророками и с библейской историей не имеющие.
еврейские канонизаторы старались по возможности ограничить число священных книг. Эта ограничительная тенденция нашла выражение и в самом каноне - в последних стихах Когелета (XII, 11-12), в которых предостерегается от «сочинения бесконечного множества книг».
Канонизаторами руководил в данном случае весьма здравый инстинкт:
они включили в канон лишь то, в чем можно найти какую-либо новую сторону еврейского национального творчества.
книги Маккавеев важны для истории, но не имеют большой религиозно-этической ценности
[Это объяснение автора нельзя считать достаточно обоснованным. Религиозно-этическая ценность Маккавеевых книг, в которых еврейский народ впервые выступает на историческую арену в роли мученика за идею, во всяком случае не ниже ценности книги Эсфири, где религиозный элемент почти отсутствует.
Да и сами маккавейские войны представляли небывалое раньше в истории явление.
Они были ведены не с завоевательной целью, даже не во имя политической самостоятельности, а для защиты духовного достояния народа.
Политическая самостоятельность пришла сама собою впоследствии.
Истинная причина невключения Маккавеевых книг в канон лежит в том, что последний установлен был фарисеями, а фарисеи всегда относились враждебно к дому Хасмонеев, слава которых увековечивается в этих книгах. По той же причине во всей талмудической литературе не сохранилось ни одного воспоминания, благоприятного для Хасмонеев. - Ред.];
Мудрость Иисуса, сына Сирахова, и Мудрость Соломона ничего действительно нового и важного с еврейской религиозно-философской точки зрения к Притчам Соломоновым и к Когелету не добавляют;
основная идея книги Тобия имеется в книге Иова,
Кн. Юдифь напоминает историю Деборы и Иаели с Сисарой (Кн. Суд., гл. V).
Вот почему канонизация таких книг считалась еврейскими мудрецами невозможной.
А. делятся на следующие 4 категории:
1) Исторические апокрифы:
I и II кн. Маккавеев (по Каутшу и III Эзры и III кн. Маккавеев);
2) Религиозно-нравственные повествования:
Юдифь, Тобий, Сусанна;
3) Добавление к еврейским каноническим книгам:
Послание Иеремии, кн. Баруха, Разрушение Бела, Дракон в Вавилоне, Сон Мардохея и Послание Агасфера, Молитва Манассе, Молитва Азарии и Славословие трех отроков;
4) Дидактические произведения:
Мудрость Иисуса, сына Сирахова, и Мудрость Соломона.
Словарные статьи Иосифа Львовича Клаузнера
Б
Г
И
-------------------------------
Tel Aviv-Yafo - Klausner St
Ramat Gan
Bat Yam
Herzliya
Ra'anana
Jerusalem
Holon