для Антокольского отдельный зал

Sep 22, 2016 11:39

11 ноября 2011 http://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/829380-echo/
АВТОР
Татьяна Пелипейко
обозреватель «Эха Москвы»



Состоялось это, на самом деле, благодаря выставке Николая Ге в другом здании, на Крымском. Поскольку многие работы переехали, основная экспозиция сдвинулась и удалось освободить для Антокольского отдельный зал (№ 31). В результате сейчас экспонируется около двух десятков произведений - как монументальных, так и камерных или эскизных.




Во время обучения в Академии скульптор был близок к кругу тогдашних живописцев-новаторов и вместе с ними стремился отойти от академизма. В это время он работал, в частности, над нетрадиционной для тогдашней скульптуры тематикой быта городских низов (как небольшая эскизная работа «Мальчик, крадущий яблоки»).





Однако судьба поворачивалась не совсем так, как предполагал юный слушатель Академии. Широкая известность пришла к нему с созданием статуи «Царь Иоанн Грозный». Ее вариант в бронзе пробрел для Эрмитажа Александр II. Мраморное повторение, которое мы видим в экспозиции, заказал Третьяков.




Далее пошла активная работа над скульптурными портретами. Среди заказчиков были крупные финансисты, как семейство Поляковых.




Заказывала портреты и императорская фамилия: на выставке представлен, в частности, бюст императрицы Александры Федоровны (также повторение - в экспозиции мы видим не исходный мрамор, а очень интересный вариант в бисквитном фарфоре).




Одновременно скульптор работал и над произведениями более метафизического характера. Его «Христос перед народом» с триумфом экспонировался на парижской Всемирной выставке 1878 года.





А более поздний «Мефистофель» был воспринят современниками как символ XIX века.




Между тем работы, отступавшие от академической традиции, так и оставались на стадии эскизов - как интереснейший горельеф «Инквизиция».







Даже прожив ряд лет в Париже Антокольский не проявил интереса к таким коллегам-современникам как Роден. Но при этом очень огорчался, когда некоторые его произведения расценивали как салонный академизм.
Зато его - действительно вполне академичное - мастерство было неизменно на высочайшем уровне. Что зритель и сможет видеть в расширенном объеме аж до начала февраля.

Да, представлен и портрет самого Антокольского - работы его ученика скульптора Ильи Гинцбурга.



М.М.Антокольский, дай прочитать афишу

Previous post Next post
Up