Шура Черкасский и Израильский филармонический оркестр;
Тель-Авив, 1954
Шура Черкасский (
англ. Shura Cherkassky, Александр Исаакович Черкасский;
7 октября 1909,
Одесса -
27 декабря 1995,
Лондон,
Великобритания) - американский и британский пианист.В США Александр Черкасский продолжил занятия музыкой в
Кёртисовском институте музыки, где учился у
Иосифа Гофмана до 1935 года.
Гофман - единственный ученик
Антона Рубинштейна(!)Антон Рубинштейн -> Иосиф Гофман -> Шура Черкасский
http://classic-online.ru/ru/performer/176 Соната для фортепиано соч. 5 Йоханнеса Брамса была написана в 1853 и опубликована в 1854 году. Произведение отличается своей необычной длиной, и состоит из пяти отделений, в отличие от традиционных трех-четырех. Когда Брамс писал сонату, этот жанр многие считали отжившим свое. Брамс, влюбленный Бетховена и в классический стиль, мастерски сочетает свободу романтического духа и строгость классической архитектуры. Соната, последняя в цикле из трех сонат, была написана в Дюссельдорфе и представлена Роберту Шуману в ноябре того же года; это произведение было последним из тех, что Брамс представил Шуману для комментария. Брамс был немногим старше 20 лет когда сочинил сонату. Она была посвящена Иде фон Хоэнталь(Ida von Hohenthal), графине Лейпцигской. Исполнение занимает около 40 минут, в зависимости от наличия реплик. В сонате, как и в более поздних произведениях Брамса, используется тема F-A-E.
Личным девизом молодого скрипача
Йозефа Иоахима, была фраза «Свободен, но одинок» (
нем. Frei aber einsam), начальные буквы которой по-немецки - F-A-E - соответствуют нотам фа-ля-ми; на этой музыкальной теме и строится соната.
Иоганнес Брамс - М. Друскин http://ale07.ru/music/notes/song/songbook/druskin_brams7.htmТретья соната f-moll, op. 5 - самое зрелое сочинение в этой триаде; оно прочно сохранилось в репертуаре пианистов нашего времени.Все музыкальное развитие словно устремлено к медленной второй части - Andante, которая снабжена стихотворным эпиграфом:
Наступает вечер, встает луна,
Две души соединились в любви,
Пребывают в блаженстве.
Это - чудесный ноктюрн; музыка его, преисполненная тонких, поэтичных деталей, выражает полноту восторженных чувств. Первая часть, драматически сконцентрированная, вновь использующая резкие динамические контрасты (господствует главная партия), звучит как расширенное вступление к Andante. Ритмически1 острое танцевальное скерцо с элегически-мечтательным средним разделом сменяется интермеццо - четвертой частью, в которой сжато излагается содержание Andante, но в сумрачных тонах, в духе траурного марша. Интермеццо непосредственно примыкает к драматически неустойчивому, мятущемуся финалу. Так скрытая программа отчетливее выявляет замысел этого значительного произведения