Царица Савская, несмотря на не очень учтивый приём Соломона, стремится выполнить свою миссию. Она предлагает царю загадки: «Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный». -
http://www.wikiwand.com/ru/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F Список загадок, частично пересекающихся друг с другом, содержится в нескольких еврейских источниках:
Согласно «
Таргум Шени»
[21], вопросы царицы Савской были следующими:
- «Колодезь деревянный, ведро железное, черпает камни, выливает воду. Что это?» - «Сурьмило» (Сурма). (Трубка сурьмила делалась из тростника, ручка-насос - из металла. Самое вещество для подкрашивания бровей и окрашивания глазного яблока представляло минералогический выплав; попадая в глаз, вызывало усиленное действие слезоточников)
- «Из земли исходит, землёю питается, льётся как вода, а разливает свет. Что это?» - «Нефть».
- «Буря ходит по верхушкам его и стонет, и вопит горестно; глава его словно тростник; для богатых почёт, а для бедняков - позор; для мёртвых почёт, а для живых - позор; птицам радость, а рыбам горе. Что это?» - «Лён». (Из льна шьётся как одежда для богатых, так и грубая одежда бедняков, саван для умерших и верёвка для виселицы. Семена льна служат кормом для птиц и из льна изготавливают рыбацкие сети.)
«Соломон и царица Савская»,
Джованни Демин, XIX век
Согласно «
Мидраш Мишлей»
[40] и «
Ялкут Шимони»
[20] загадки были иными:
- «Семь выходят, а девять заходят, двое наливают, а один пьёт?». Соломон, не раздумывая, отвечает: «Семь - это дни уединения [женской нечистоты в связи с месячными], девять - это месяцы беременности, две груди смешивают, а один [грудной младенец] пьёт».
- «Женщина сказала своему сыну: „твой отец - мой отец, твой дед - мой супруг, ты мой сын, а я твоя сестра“». Ответ: «Эта мать - одна из дочерей Лота, которая родила детей от своего отца».
- Привезённых царицей молодых людей, одетых в одинаковую одежду, одного роста и сложения необходимо было разделить на юношей и девушек. Соломон повелел евнухам принести орехи и жареные семена и стал раздавать их. Юноши, не стыдясь, поднимали края одежды и всыпали в них угощение, а девушки, стесняясь, клали орехи в покрывавшие волосы головные уборы (чадры).[3]
- Существует также вариант мидраша, где Соломон должен был отделить настоящие цветы от искусственных, в чём ему помогла пчела.[41]
- В другом варианте Соломон должен был продеть шёлковую нить через изумруд с трещиной, в чём ему помог шелковичный червь.[42]
- Соломон должен был также отделить обрезанных мужчин от необрезанных. Соломон повелел первосвященнику доставить Ковчег Завета. Обрезанные преклонили колено и их лица наполнились светом Благодати, а необрезанные распростёрлись перед Ковчегом ниц.
«Соломон и царица Савская»,
анонимный художник,
XV век,
Брюгге «
Мидраш Ха-хефец» содержит 19 загадок
[39][43], первые четыре из которых совпадают со списком из «
Мидраш Мишлей», а остальные 15 уникальны:
- Кто не рождался и не умрёт? - Бог, да будет он благословен.
- Какая земля лишь раз видела солнце? - Та, которую покрыли воды в день творения, расступившиеся лишь когда Моисей вёл по нему народ израильский - дно Чермного моря.
- Что за ограда с десятью дверьми, когда одна из них открыта - девять замкнуты; когда же открываются девять, закрывается одна? - Эта ограда - женское лоно; десять дверей - десять отверстий в теле: глаза, уши, ноздри, рот, отверстия для избавления от нечистот и пупок. Когда плод находится в чреве, в его теле открыто лишь отверстие пуповины, в то время как остальные отверстия замкнуты; когда же ребёнок выходит из чрева, пупок закрывается, а остальные отверстия раскрываются.
- Что неподвижно, пока живо, но находится в движении после того, как ему снесут макушку? - Дерево, из которого изготавливают корабль.
- Что за три вещи, которые не были ни едой, ни питьём, ни воздухом, но спасли троих от смерти? - Печать, верёвка и посох. Имеется в виду история Иуды и Фамарь, где трое - это Фамарь и два её сына.
- В пещеру вошли втроём, а вышли впятером? - Лот, его две дочери и их двое детей.
- Мертвец живой, могила движется, а мертвец молится. Что это? - Иона в чреве кита.
- Кто те трое, евшие и пившие на земле, но не рождённые от мужчины и женщины? - Три ангела, явившиеся Аврааму.
- Четверо вошли в дом смерти и вышли живыми, а двое, войдя в дом жизни, стали мертвы? - Четверо: Даниил, Анания, Мисаил и Азария (отроки в пещи огненной Дан. 3:93, двое - Надав и Авиуд (сыновья Аарона, принёсшие пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им, за что были испепелены им Лев. 10:1-2).
- Кто те, кто родится, но не умрёт? - Пророк Илия, который был взят на небо живым (4Цар. 2:11) и Мессия.
- Что не было рождено, хотя ему дали жизнь? - Золотой телец, (идол, сделанный Аароном по просьбе народа, во время отсутствия Моисея: «я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец» - Исх. 32:24).
- Что, хотя и производится землёй, делается человеком и питается вышедшим из земли? - Фитиль.
- Была женой двух, родила двух и все четверо дети одного отца? - Фамарь.
- В доме, полном смерти нет ни одного мертвеца, но и живым ни один из него не выйдет? - История о Самсоне и филистимлянах (пленённый Самсон, будучи привязан во время пира к столбам, поддерживавшим кровлю дома, сдвинул их и «обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём» - Суд. 16:30).
- Царица приказала принести брёвна кедровых деревьев и попросила Соломона указать, где у бревна верх, а где низ, с какого конца росли ветки, а с какого корни. Соломон приказал положить брёвна в воду. Тот конец, который опустился на дно, был низом, откуда росли корни, а тот, который поднялся над поверхностью воды - был верхушкой.
Следует заметить, что большая часть загадок из этого списка основаны не на бытовой мудрости, а на знании истории еврейского народа и выглядят достаточно странно в устах царицы-солнцепоклонницы из далёкой страны. Более того, очевидно, что загадки про
Даниила,
Илию и
Иону не могли быть придуманы царицей Савской, так как те родились после царствования Соломона.
- В каббалистической «Книге Зогар» (ок. XIV в.) царица в качестве испытания просит Соломона изготовить ей сандалии[44]. По этой версии предполагается, что ноги царицы были звериными, и обувь ей была не нужна, а задание было ловушкой. Соломон отказался делать сандалии.
В результате этого диспута царица Савская была вынуждена признать превосходство Соломона над ней в мудрости.