http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1399 Поташова К. А. Жанр подписи к портрету и его роль в творческом наследии А.С. Пушкина [Текст]
/ К. А. Поташова //
Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011
О двойственность натуры Александра I Пушкин пишет в стихотворении-подписи «К бюсту завоевателя».
Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен,
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.
Подпись адресована к изображению императора скульптором Торвальдсеном. Александр I предстаёт здесь в римском плаще и лавровом венке. Поэтический стиль стихотворной подписи составляет единство с самой скульптурой. С парадностью в изображении императора гармонично сочетаются высокие выражения стихотворения: «рука навела», «сей лик», «мрамор уст». Но поэт не только показывает скульптуру, но и даёт глубокое истолкование. Николай I повелел заменить портрет Александра I работы Д. Доу на портрет кисти Крюгера. Свою роль в этой замене сыграли комментарии Свиньина, пущенные в адрес работы Доу: «Тщетно будете искать в лице великодушного победителя той ангельской улыбки, которая обворожила парижан при первом появлении его в пределах оного, из сего мрачного взгляда, на сем равнодушном челе, зритель ничего не откроет…» [8; 141]. Эта история не могла не быть известной Пушкину. В подписи к скульптуре поэт представляет свой взгляд о бюсте императора работы Торвальдсена, разоблачая тем самым легенду об императоре как «ангеле на троне».