Оригинал взят у
veniamin1 в
Передвижники и социальная история страны. Передвижники и жанровая живопись.
Я не слишком увлекаюсь той жанровой живописью, которую создавали передвижники и рядом с ними.
Но среди жанровых работ тоже бывают разные и поэтому и относиться можно по-разному.
А самих передвижников было очень много. И они были разные, иногда очень интересные таланты.
Давайте когда-никогда взглянем.
Передвижники и их сюжетный фотографический реализм, это наша история. Особенно хорошо
они написали социальную историю русской жизни в 19-ом--- и в первые пару лет 20-го века.
Кроме этого есть ешё много и очень много портретов. И конечно русский пейзаж и все остальные жанры.
Кроме того---передвижники, это большой этап развития изобразительного искусства страны.
По одной, по две работы. Спешить некуда.А у меня их есть вагон.
Всё в прошлом. 1889г
Максимов Василий Максимович (1844-1911);
Когда Максимов написал
эту знаменитую работу, он не мог предположить,
что его последние больше чем 15 лет жизни пройдут в лишениях и просто в крутой нужде.
Эта картина пользовалась настоящим успехом и Максимов много раз повторил заказы на эту картину.
Точное названние картины, говорит нам почти всё.
И это была правда жизни мелкопоместного и среднего, почти полностью
безинициативного дворянства, после того что они потеряли рабов.
Старуха-помещица уже не живёт в барском особняке. Окна в помещичьем
доме заколочены и он ждёт покупателя, который скорее всего не появится.
Если в деревне попозже будет строительство, тогда барский особняк купят
на слом, для камня. Это было обычное дело. Хотя бывало и иначе. Я сейчас
помещу под этой картиной, другую, на эту же тему.
У помещицы осталась добротная изба, её бывшая дворовая девка-- почти такая
же старуха как и она--самовар с остатками сервиза, мягкое кресло, собака
и воспоминания. И это всё. Чайничек для заварки какого-то подозрительного
металла, и эти две женщины пользуются чайничком для заварки на целую семью,
потому что у них нет другого.
Собака тоже--старая. И поэтому дремлет. Помещица явно вспоминает лучшие времена.
Всё, о чём ей приятно вспоминать в далёком прошлом. И она вынуждена общаться
с её бывшей дворовой девкой, чтобы вспомнить ушедшие времена и исчезнувших людей.
Эта крестьянка, тоже их помнит. Но помнит по-своему.
Это прямая живопись. Почти фотография. Как нередко бывало с жанровыми
работами передвижников.
Но эта картина нужна была тем, кто страдал по тем временам, когда помещик
был бог и царь для крестьян.
Вся их жизнь, как и у этой помещицы, теперь состояла из воспоминаний.
Поэтому Максисмов не один раз переписал эту картину по заказу. Когда в начале
20-го века авангард стал наступать, Максимов, который жил в провинции, остался
без заказов. Его работы почти не продавались.
Конец его жизни прошёл почти в настоящей бедности.
«
Богданов-Бельский, Новые хозяева. 1913 http://veniamin1.livejournal.com/profile» на
Яндекс.Фотках Вот она, другая ситуация. Семья кулака купила барский дом.
Богданов-Бельский точно написал два вагона деталей. Посмотрите сами.
На столе лежат свежие булки и бублики. Без счёту, кому сколько.
Бери не хочу.
Значит живут богато. Самовар наверное им достался барский как
и портрет от барского роду, который висит на стене. И часы,
наверное с красивым боем. Инициативные Лопахины шли на смену, неспособным
позаботиться даже о себе и о своих семьях, русским поместным дворянам. Тут полно деталей.
Главное в этой работе, было то--- ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭПАТИРУЮЩЕЕ--- общее впечатление, которое
производили на русское общество крестьяне втягивающие чай из блюдца среди
колонн и семейных помещичьих портретов.
«
Богданов-Бельский Н. П. Автопортрет 1915 http://veniamin1.livejournal.com/profile» на
Яндекс.Фотках Это Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945).
Тоже из крестьян, как и Максимов. Богданов был незаконнорожденный сын батрачки.
Нищета, недоедание и позор безотцовщины. Но нашлись хорошие люди,
которые увидели талант. Он попал в знаменитейшую частную крестьянскую
школу ботаника и математика Рачинского,оттуда в Московское училище (МУЖВЗ)и
дальше в академию в класс самого Репина.
Потом и в Париже он поучился в академии с именем, у хороших педагогов.
Богданов-Бельский не был крестьянским художником, как его, уже знаменитого,
часто называли.
Он был художник с талантами, который получил прекрасное, и можно сказать
блестящее образование.
Его работы всегда были украшением выставок передвижников. Просто лично я сам не очень-то
люблю картинки, типа фотография, от передвижников. Передвижники и их лидеры, типа
Победоносцева от искусства Г.Г. Мясоедова, братьев Маковских и подобных им, не давали ходу
русскому искусству. Очень вредное и тупое влияние на русское изобразительное искусство.
Но нельзя сказать, что мы видим крестьянина. Перед нами явно высокообразованный БАРИН, разве
не так?
Чуть ли не избалованный и утончённый сибарит.
Вот и вся генетика. Для правды нужно сказать, что в том же, в 1895 году коллега-художник,
С. Малютин, написал портрет Богданова-Бельского. Того же года, но там Богданов-Бельский не
выглядит сибаритом и человеком верхнего общества из модных салонов. Выглядит совсем иначе.
Про него, я когда-то делал длинную ветку на форуме, но много работ портят впечатление.
Потому что есть похожие темы. У передвижников, которые почти все писали жанровые и к тому же
нередко социальные работы, часто были повторения темы, похожие композиции и даже повторение
сюжета.
-----------------------------
Надо не совсем много работ для понятия и представления о его работах и о нём.
«
Богданов-Бельский, Горе.1909.http://veniamin1.livejournal.com/profile» на
Яндекс.Фотках Горе оно всегда горе.
БЕЗЫСХОДНОЕ.
Он остался один с детьми. Мы понимаем, что его жена была молодая женщина.
В деревне взрослели раньше.
Потому что такая была жизнь.
И поэтому, девочка понимает случившееся, почти на всю глубину последствий.
Мальчик (с подозрительной головой рахита от недоедания) чувствует , что всё очень плохо.
И они не могут помочь отцу, который не знает как справиться с горем и не знает что теперь делать.
Это конечно фотография, но мы ведь и говорим о реализме, а не об авангарде.
И это с классом исполненная работа в этом стиле. Как и большинство работ Богданова-Бельского.
«
Богданов-Бельский, Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895. http://veniamin1.livejournal.com/profile» на
Яндекс.Фотках Это знаменитейшая картина, как до революции так и в советское время. Она была у нас в начальной школе и была
на открытке, похоже очень большим тиражом.
Это и есть частная школа Рачинского.
Он оставил преподавание в Московском университете (не совсем добровольно) и продолжил в деревне дело их семьи по образованию крестьян.
Он создал несколько знаменитых школ. И у него были знаменитые учащиеся вроде Богданова-Бельского, и царь прислал ему личное письмо и награду.
Это он сам и сидит.У Рачинского была своя система обучения устному счёту. Очень успешная. О ней знали и её изучали на Западе.
Посмотрите какой сложнейший пример с степенями и с делением нужно было решить в уме.
Ученики ещё ходят и считают в уме, но уже есть первая ласточка.
И он тихонько сообщает Рачинскому результат на ухо.
«
Богданов-Бельский, Солнечное утро 1935г. http://veniamin1.livejournal.com/profile» на
Яндекс.Фотках Эта работа очень удачная и очень неожиданная.
Те художники, которым она не попадалась, всегда удивляются и даже поражаются.
На эту работу хочется смотреть. Вот тебе и фотография. Никакой фотографии! Это притягательный
(пейзаж? натюрморт с солнцем? А? Не имеет значения! )талант, вот что.
Талант всегда создаст что-нибудь, что остаётся и напоминает о красоте и гармонии.
«
Максимов В. М., Больной муж. 1881г.http://www.livejournal.com/» на
Яндекс.Фотках Напоследок ещё одна работа Максимова.
Максимов Василий Максимович (1844-1911).
Максимов был из крестьян. Он знал весь этот ужас наизусть.
Она надеется, что Богородица ей поможет. Муж уже, похоже не отвечает.
Еда стоит нетронутая.
В любом случае и она и её дети, без него станут почти что нищими. Очень бедными.
Женщина знает что её ждёт, если она останется без мужа.
Это страшная и правдивая работа. Это не самый бедный дом. Пиленые доски на потолке, и
на полу, и бревна с внутренней стороны пиленые. Пиленые доски были дорогие.
Поэтому везде использовали брёвна.
Обычно полом была утоптанная земля.
Посредине избы когда становилось холодно. спала корова с телёнком, а вокруг на полу семья.
Этот дом явно знал лучшие времена.
Но всё почему-то пришло в упадок (может глава семьи давно болеет?) и мох ,
или что-то его заменяющее, между брёвнами уже весь пересох.
Потому что не меняют.
Не поможет ей Богородица.
Чувствуете? Максимов так это написал, что мы знаем--не поможет.
Я буду возвращаться время от времени к работам передвижников и примкнувшим к ним.
Это гигантский слой.
Если не в слишком больших дозах, то на них можно смотреть с интересом.
Конечно нужно не брать всё подряд. Работ передвижников, наверное не маленькие тысячи.
Нужно брать только со смыслом. А для этого, нужно твёрдо представлять себе что хочешь показать.
Вениамин.