Минск, которого больше нет

Aug 08, 2014 21:56

Оригинал взят у vadim_i_z в Минск, которого больше нет Январь 14, 2013
В Доме-музее I съезда РСДРП прошла интереснейшая выставка Анатолия Наливаева.
Родился в городе Рогачёве Гомельской области Беларуси. Отца, уроженца деревни Рыжковичи Шкловского района, с началом войны в 1941 году забрали на фронт. 10-летний Анатолий с матерью-еврейкой бежали из Минска и по пути остановились в Рыжковичах. О том, что мать Анатолия - еврейка, донесли в полицию, и их - мать и троих детей - загнали в гетто. Дед Анатолия со стороны отца - Филипп Наливай, был белорусом и священником шкловской православной церкви. Он сумел обмануть офицера в комендатуре местного отделения СД, что его невестка и внук не евреи, а белорусы. Анатолий с матерью были выпущены из гетто буквально за полчаса до того, когда всех узников повезли на расстрел.http://www.aen.ru/index.php?page=article&category=culture&article_id=691&PHPSESSID=rcelplha71q9tfaovifphn8fr5

все годы своего увлечения еврейской духовной музыкой Анатолий Наливае собирал и записывал старинные канторские молитвы.
"Сейчас у меня тридцать нотных тетрадей с канторской музыкой, - рассказывает Анатолий Александрович. - Среди произведений есть поистине шедевры, например, молитва XV века, рассказывающая о геноциде над польскими евреями в XIV веке".

"Со Шкловом у меня связаны страшные воспоминания детства, - рассказал для Агентства еврейских новостей Анатолий Александрович. - В этом небольшом белорусском городке жил мой дед по линии отца. В начале Второй мировой войны мы с матерью приехали туда в гости. Когда пришли каратели, нас вместе с другими евреями забрали в гетто".

Дед Анатолия был белорусом, да еще и священником. Своим саном он и воспользовался, чтобы спасти из-за колючей проволоки невестку и внука.

"Нас с матерью дед забрал из гетто буквально за полчаса до того момента, когда остальных евреев повезли на расстрел", - вспоминает А. Наливаев.

Дед-священник, волнуясь за жизнь внука, окрестил еврейского мальчика, прошедшего, как и положено согласно еврейским традициям, в младенчестве обряд обрезания.

"Этот предусмотрительный поступок деда, несомненно, спас мне жизнь, - рассказывает Александр Анатольевич. - И вместе с тем круто изменил мою судьбу, ведь я стал полуевреем, полубелорусом, хотя всегда тянулся к еврейской культуре".

В 1945 году я( Анатолий Наливаев) в студии Сергея Каткова начал писать эту серию. Мне( Анатолий Наливаев) было 14 лет на то время. И поначалу это было не моим умом сделано: художникам и фотографам тот Минск запрещали фотографировать и рисовать, а Катков увидел у меня фотографический рисунок и посылал меня на зарисовку этих вещей. К ребенку не вязались…
До 1960-х годов эти вещи были у меня в акварелях, я их никому особенно не показывал… А в 1960-х их увидел мой друг, художник Абрам Кроль, и заставил меня перевести их из акварелей.
Налива́ев Анато́лий Алекса́ндрович (Абрам Наливай[1]) (01.10.1931, Рогачёв) - художник, реставратор, музыкант, кантор, театральный актер, собиратель и исполнитель еврейской канторской музыки[1][2][3]. Главный герой фильма «Истоки» режиссера Юрия Горулева[4]. Первый директор минского музея «Літаратурна-мастацкая гасцёўня імя В. Галубка»

Анатолий Наливаев с детства обладал фотографической памятью, что позволило ему уже с 14 лет тайно рисовать разрушенный Минск. В 1940-1950-е годы фотографировать и рисовать столицу Беларуси было запрещено, но на мальчишку никто не обращал внимания



Пояснительный текст, приведенный ниже, скопирован с табличек, сопровождающих картины (комментарии, видимо, писались давно, поэтому сейчас многое кажется неточным: проспект Машерова, улица Островского и т.п.). Прочтите также это.
Минск, вид с площади Свободы на Немигу, 1948 г. Слева "Холодная" синагога, а ниже - хедер (начальная еврейская школа) на Немиге. Написано в 1968 г. по акварели 1948 г.


«Холодная» синагога на Немиге, 1947 г. Написана с акварели 1947 г. в 1967 г.


Минская хоральная синагога. С 1920-х гг. - еврейский театр. Написана с акварели 1945 г. в 1966 г.


Троицкое предместье, 1983 г. В этом доме была синагога.


Бывшая синагога. Сейчас трикотажная артель по ул. Даумана. 1947 г. Написано в 1967 г. по акварели 1947 г.


Минск, ул. Немига, 1965 г. Один из центров еврейского Минска на перекрёстке улиц Немиги и Островского.


Минск. Ул. Островского, 1958 г. Кинотеатр. Раньше в этом ломе была синагога по ул. Раковской. Работа написана в 1969 г. по акварели 1958 г.


Минск, вид от Свислочи на Торговую набережную и ул. Революционную. 1967 г. Бывшие еврейские кварталы.


Минск, вид на улицу Старовиленскую, 1967 г. Теперь Троицкое предместье. В доме слева находились мастерские еврейских художников.


Минск, январь 1969 г., ул. Старовиленская. Еврейский квартал в Троицком предместье. Во дворе за этими домами была синагога.


Минск, Верхний город, ул. Герцена, январь 1965 г. В красном трёхэтажном доме по ул. Герцена была еврейская женская гимназия.


Старожёвский зимний пейзаж 1965 г. Свислочь за Комсомольским озером. Пешеходный мостик через Свислочь с Басиаловки на Старожёвское кладбище. Дома на заднем плане - это еврейский квартал около синагоги на ул. Даумана.


Здесь был центр еврейской жизни Минска. Вид из окна «Холодной» синагоги на Немигу, улицу Островского, собор Петра и Павла. 1966 г.


Минск. Площадь Свободы. 1964 год. Дома на переднем плане принадлежали еврейским ремесленникам.


Минск, пересечение ул. Советской и Энгельса, 1945 г этих домах жили еврейские торговцы и ремесленники. Написано в 1968 г. по акварели 1945 г.


Минск, улица Берсона, 1947 г. На переднем плане - бывшие еврейские дома старого Минска. Написано по акварели 1947 года в 1966 году.


Здесь во время немецкой оккупации было Минское гетто. На переднем плане яма, в которой расстреливали заключенных (1943 г.). Написано в 1966 г. по акварели 1945 г.


Минск, перекрёсток ул. Замковой и Димитрова, 1958 г. Во время гитлеровской оккупации здесь, на улице Замковой, был центр еврейского гетто.


Минск, ул. Замковая, 1955 г. В 1941-1943 гг. - территория Минского гетто. Рядом на «Яме» в 1943 г. был самый массовый расстрел евреев. Написано в 1967 г. по акварели 1955 г.


Минск. Верхний город. Вид на ул. Герцена с пл. Свободы. 1964 г.


Молитвенный дом по ул. Димитрова. Во время оккупации в нем молились гамбургские евреи. Он работал до окончательного расстрела в яме. 1964 г.


Минск, ул. Янки Купалы, 1948 г. Дома на переднем плане - всё, что осталось от еврейского квартала после войны. Написано в 1964 г. по акварели 1948 с.


Еврейские дома на улице Старовиленской, 1973 г.


Минск, Торговая набережная. Верхний город, 1963 г. Слева второй дом - бывший хедер (начальная еврейская школа. До революции.)


Минск. Площадь Свободы. 1946 год. Бывшие еврейские торговые ряды. На заднем плане по центру - крыша бывшей еврейской женской гимназии. Написано по акварели 1946 года в 1967 году.


Минск, вид с площади Свободы па ул. Замковую, бывшие татарские огороды, ул. Димитрова. На Димитрова видна татарская мечеть. Сейчас ни месте мечети - гостиница "Юбилейная". Через татарские огороды проходит проспект Машерова. Дома на Замковой на переднем плане были еврейскими, в крайнем доме справа была синагога. Во время оккупации - центр Минского гетто. Написано в 1967 г. по акварели 1947 г.

художники, евреИ Белоруссии

Previous post Next post
Up