итальянского писателя и ученого-семиотика Умберто Эко
"Имени розы" (1980) на русском - 1988г, №8,9,10 журнал "иностранная литература", еще "
Маятник Фуко" (1988) и "
Остров накануне" (1995). "Пражское кладбище" - шестой роман Эко 2010
Что всегда отличало Эко - это ирония, энциклопедизм и широта научных интересов.
Интеллектуальная эрудиция Эко в сочетании с поразительной интенсивностью его академической деятельности, библиофильством (о его личной библиотеке ходят легенды, говорят, что она насчитывает более 30 000 томов, среди которых немало совершенно уникальных старинных изданий), страсть к рисованию и игре на флейте, наконец, его непередаваемое чувство юмора - все эти качества могли бы составить портрет подлинно ренессансной личности
Эко начинал свою академическую карьеру как эстетик и философ, основным ремеслом которого была медиевистика.
Семио́тика, или семиоло́гия (
греч. σημειωτική, от
др.-греч. σημεῖον - «знак, признак»), - наука, исследующая свойства
знаков и
знаковых систем (
естественных и
искусственных языков).
Согласно
Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.
[1] Семиотика выделяет три основных
аспекта изучения знака и
знаковой системы:
- синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации;
- семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;
- прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.
Рецептивные установки русскоязычного читателя по отношению к текстам Умберто Эко - свидетельство не столько запоздалого знакомства, сколько рецептивной аберрации:
в глазах русскоязычных читателей Эко не семиотик, не философ, не ученый, а писатель par excellence.
Причина проста и состоит в том, что литературные произведения итальянского автора были переведены и опубликованы в нашей стране прежде, чем это произошло с академическими текстами1.
Тогда как в западных странах "феномен Эко" создали его научные работы, и лишь гораздо позже пришло признание его литературного таланта.