в 1925 году трест “Ленинградтекстиль” подписал договор с берлинцем Эрихом Мендельсоном на проектирование красильной фабрики Пролетцкий Андрей. Трикотажная фабрика в Петербурге. Архитектор Эрих Мендельсон. 1920-е. 2008. Холст, масло. 56×64
Оригинал взят у
yozhik_ в
Eric(h) Mendelsohn-1 The primary element is function.
But function without a sensual component is construction.
The postulate is functional dynamics.
Первичный элемент - функция.
Но функция без чувственного компонента есть строительство.
Функция плюс динамика - вот лозунг.
Эрих Мендельсон, 1923 го
Erich Mendelsohn (1887-1953)
Давно собираюсь подготовить несколько очерков о постройках выдающегося архитектора Эриха (Эрика) Мендельсона в Палестине.
Мендельсон прожил в Иерусалиме шесть лет, с 1935 по 1941 годы, и этот период его творчества нигде, кроме специализированной литературы на иврите и немецком, практически не отражен. На русском языке информации о его постройках того времени, можно сказать, нет вообще. Надеюсь, подборка материалов, которые будут постепенно выкладываться в этом журнале, восполнит этот пробел.
Начнем с вводной статьи о творчестве архитектора.
Эрих Мендельсон родился 21 марта 1887 года в городе Алленштайн в Восточной Пруссии (сейчас это польский город Ольштын) в зажиточной еврейской семье.
Учился в 1907-1911 (1912?) в Высшей технической школе в Шарлоттенбурге (Берлин) и мастерской Т.Фишера в Мюнхене.
Во время пребывания в Мюнхене Мендельсон участвует в работе группы
"Синий всадник", оказавшей существенное влияние на творчество молодого архитектора, первые работы которого выполнены в характерном для группы стиле экспрессионизма.
Макс Пехштайн, "Портрет Луизы Маас [, невесты Эриха Мендельсона]" (1914).
Пехштайн - один из наиболее известных немецких художников-экспрессионистов.
Взято
здесь.
Ещё будучи студентом Мендельсон получает свой первый заказ - спроектировать здание на еврейском кладбище родного города. Дом сохранился и поныне, на нём установлена мемориальная доска.
Вскоре после окончания учебы начинается Первая мировая война. Мендельсон служит в качестве водителя машины скорой помощи, был ранен.
Демобилизовавшись, Мендельсон основывает своё бюро в Берлине. Его цикл работ "Архитектура стали и железобетона" привлекает внимание общественности, начинают поступать заказы. Так начинается карьера одного из самых значительных архитекторов ХХ века, имя которого, однако, знакомо далеко не всем.
Причин тому, что имя Мендельсона находится в тени других прославленных современников, столпов новой архитектуры - Гропиуса, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье, несколько.
Главная, пожалуй, состоит в том, что Мендельсон не создал нового направления, школы. Он стоит как бы особняком: авторство почти всех его построек легко узнаваемо, его почерк, стиль, приёмы неподражаемы, но они все были синтезом других направлений, более радикальных.
Лозунг о функциональной динамике (см. эпиграф), выдвинутый Мендельсоном, звучит красиво, но он был примиряющим между строгой функциональностью новой волны и органической архитектурой Ф.Л.Райта, ещё одного выдающегося архитектора начала XX века.
Последователей у Мендельсона в те бурные времена было немного. К примеру, девиз Мис ван дер Роэ - "less is more" ("меньше значит больше"), наиболее полно воплотившийся в параллепипедах небоскребов, был куда более привлекательным.
Не было у Мендельсона и грандиозных планов по преобразованию жилой среды, прославивших Ле Корбюзье.
В русле признанных течений Мендельсон следует только в начале своей деятельности. Первая же серёзная работа архитектора - башня-лаборатория Эйнштейна в Постдаме, недалеко от Берлина, сделала его знаменитым, а само здание было признано самой значительной постройкой в стиле экспрессионизма.
Башня Эйнштейна (Einstein Turm) в Постдаме, Германия (1919-1921)."Пластика башни, как бы высеченной из монолита ... связана со смысловой ассоциацией:
Эйнштейн - ein Stein (камень)." (А.В.Иконников. здесь и далее см. источник внизу текста)
Первым, кто столь смело использовал пластические свойства железобетона в своих постройках, был знаменитый барселонец Гауди. Но то был модерн, стиль, ориентировавшийся на эстетическое восприятие предмета. Целью же Мендельсона было с помощью железобетона соединить выразительность и функциональность. Удалось ему это всё же не до конца, поскольку здание, планировка пространства которого действительно строго соответствует его предназначению, требует постоянного ухода, оно
много раз капитально ремонтировалось.
Есть в этом какая-то ирония, но из-за нехватки бетона в послевоенной Германии Мендельсону пришлось использовать кирпич; бетон накладывался в виде облицовки здания.
В духе экспрессионизма выдержана и
шляпная фабрика в Люккенвальде (1919-1920).
Затем, однако, постройки Мендельсона становятся непохожими ни на какие другие, архитектор вырабатывает свой уникальный и неповторимый стиль.
В 1924 он посетил США, где познакомился с Ф.Л.Райтом. Америка вызвала у Мендельсона неподдельный восторг, и в его последующих постройках ощущается несомненное влияние американской архитектуры.
По итогам поездки им была выпущена книга, вызвавшая большой интерес.
"Америка. Книга для архитектора с картинками" (1926, репринт - 1976 и
1993).
Мендельсон анализирует 82 снимка, сделанных им во время посещения США.
20-е - начало 30-х гг. - пик славы Мендельсона, он становится одним из ведущих архитекторов Германии и Европы. Почти каждая его работа - новое слово в архитектуре. Это и надстройка к
дому издательства Рудольфа Моссе в Берлине (1921-1923), это и
кинотеатр "Юниверсум" в Берлине (1925), интерьер которого также был разработан Мендельсоном, и многие другие здания.
Эрих Мендельсон.
Берлин, 1931 год.
Но наиболее полно талант Мендельсона проявился в проектировании больших универмагов, мода на которые охватила в то время Европу.
Особенно продуктивным было его сотрудничество с
Залманом Шокеном, крупным книгоиздателем и владельцем сети магазинов - Мендельсон построил для него здания в Нюрнберге, Штутарте, Хемнице (в советские времена этот город носил название Карл-Маркс-Штадт). Строил он универмаги и для других заказчиков - в Дуйсбурге, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), столице Норвегии Осло.
Магазин Шокена в Штутгарте, Германия (1926).
"Полным напряжения контрастом элементов формы и разработкой рельефа это сооружение являет собой одно из лучших решений универсальных магазинов того времени" (Ю.Ёдике)
"Динамичностью, а не покоем дышат "горизонтали" Мендельсона. Мощные, ассиметрично расставленные акценты повышают выразительность горизонтального построения и придают ему подчеркнуто динамичный характер. Ленты окон не служат ему, как Мис ван дер Роэ, для подчеркивания простой геометричности формы, прямоугольного объема; они воздействуют как элемент игры контрастов, которому Мендельсон подчиняет объемно-пространственное решение всего сооружения..." (Ю.Ёдике).
Магазин Шокена в Штутгарте. Вид на лестницу.
"...ряды горизонтальных окон между поясами из кирпича и травертина упираются в закругленную, в виде башни, лестничную клетку, внезапно прерывающую общее горизонтальное движение" (Ю.Ёдике)
Для большинства построек Мендельсона характерно наличие закругленных углов. Это может быть стеклянная оболочка вокруг спиралевидной лестницы, это может быть окно, этим может быть даже глухая стена корпуса, но такой элемент присутствует почти во всех его зданиях.
В зданиях универмагов фирменный стиль Мендельсона выражен наиболее ярко.
Магазин Шокена в Хемнице, Германия (1927-1928).
"Расположение окон в торговых помещениях на значительной высоте дало возможность разместить стеллажи с товарами вдоль наружной стены. Достигается полное единство внешнего облика и внутреннего содержания." (Ю.Ёдике)
Бывший магазин "Петерсдорфф" в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) (1927).
По закругленному углу сразу устанавливается авторство Мендельсона.
Снимок взят
здесь.
Как и у Ле Корбюзье, у Мендельсона есть одна постройка в Советском Союзе, который архитектор посетил в 1925 году. В отличие от швейцарца, построившего офисное здание в Москве, судьба проекта Мендельсона - фабрики на Петроградской стороне в Ленинграде, более печальна: он был реализован не полностью и претерпел значительные изменения. До такой степени, что Мендельсон отказался от авторства. Тем не менее, фрагменты фабрики, в частности здание силовой подстанции (см. фото ниже), несомненно указывают на авторство немецкого архитектора, а сам комплекс по праву относят к жемчужинам
ленинградского конструктивизма.
Вместе с Гропиусом и Ле Корбюзье Мендельсон в начале 30-х годов участвует в конкурсе на проектирование грандиозного здания Дома Союзов в Москве.
Чулочно-трикотажная фабрика "Красное знамя" в Ленинграде, СССР (1925-1927).
Снимок взят с сайта "Бродячая камера", где выложен
подробный фоторепортаж о фабрике.
После прихода в Германии к власти нацистов еврей и коммунист Мендельсон, как и многие другие деятели культуры, был вынужден покинуть страну.
Порывая с Германией, Мендельсон укорачивает своё имя - Эрих (Erich) становится Эриком (Eric).
В 1933 году он перебирается в Англию, где вместе с
Сергеем Чермаевым (настоящее имя Сергей Иванович Исакович, 1900, Грозный, Россия - 1996, штат Массачусетс, США) основывает совместное архитектурное бюро "Мендельсон и Чермаев".
Главной постройкой английского периода, безусловно, является павильон де ла Вар (De La Warr) в небольшом городке
Бексхилл-он-Си на берегу пролива Ла-Манш, между Брайтоном и Гастингсом.
Трехэтажное здание было первым в Великобритании, при строительстве которого использовался каркас из сварной стали.
Павильон де ла Вар в Бексхилле, Англия (1935, вместе с Сергеем Чермаевым)Стеклянные стены стирают границу между интерьером и экстерьером, делая акцент на удлиненные горизонтальные линии и спирали лестничного проёма (вольный перевод мой).
Сочетание протяженного корпуса с закругленной лестничной клеткой - любимый художественный приём Мендельсона - гармонирует с поверхностью моря. (Ю.Ёдике)
В 1935 году Мендельсон принимает приглашение от своего давнего заказчика Шокена, к тому времени вынужденного перебраться из Германии в Палестину.
Это был уже не первый его визит в столь дальние края. Ещё в 1923 году, после оглушительного успеха, вызванного постройкой башни Эйнштейна, Мендельсона заметил влиятельный бизнесмен Пинхас (Пётр) Рутенберг, начинавший в те годы создавать Палестинскую электрическую компанию (ныне "Хеврат ха-Хашмаль ле-Исраэль"), и предложил молодому архитектору спроектировать здание электростанции в Хайфе.
Мендельсону, который ещё до Первой мировой войны предлагал свои услуги немецкому энергоконцерну AEG, но получил отказ, тема электростанций была знакома, и вскоре после осмотра местности им был представлен план строительства станции.
Проект, однако, был отвергнут как слишком радикальный (официальная версия).
Проект электростанции в Хайфе (1923). Не реализован.
Вторая попытка оказалась более успешной. Мендельсон поселяется в Иерусалиме, в гостинице "Кинг Давид"; там же открывается и его бюро.
Через некоторое время чета Мендельсонов переезжает в облюбованную ими ветряную мельницу в иерусалимском квартале Рехавия.
Мельница была построена в середине XIX века греческой православной церковью, которой в те времена принадлежали обширные угодья за пределами городских стен. К концу века энергию ветра заменил паровой двигатель, и мельница прекратила свою работу.
Мендельсону она напомнила его самое знаменитое творение - башню Эйнштейна (см. выше). Он восстанавливает заброшенное здание и пристраивает к нему небольшой одноэтажный корпус, выдержанный в том же стиле, что и мельница.
Мельница в Рехавии, Иерусалим. ул.Рамбан, 8.
Снимок любезно предоставлен
leprechaun.
На первом этаже был открыт офис, в котором работали личный секретарь архитектора и инженер. Этажом выше находились жилые апартаменты Луизы и Эрика Мендельсонов. На самом верхнем, третьем, этаже архитектором был оборудован личный кабинет-студия.
В своём доме Мендельсоны устраивали светские встречи представителей высшего общества, среди участников которых были британский верховный комиссар Артур Уокоп, видные деятели сионистского движения.
Поздравительная открытка к Рождеству работы Эриха Мендельсона.
В центре рисунка - мельница в Рехавии.
За время пребывания в Палестине Мендельсону удалось осуществить одиннадцать проектов:
- вилла Шокена (ныне академия музыки Рубина), Иерусалим (1934-1936)
-
библиотека Шокена, Иерусалим (1935-1936)
-
училище Макса Пайна, Тель-Авив (1935)
- больница Бат-Галим (ныне Рамбам), Хайфа (1936)
- больница Хадасса на горе Скопус, Иерусалим (1936-1939)
-
вилла Вейцмана, Реховот (1937)
-
здание Англо-Палестинского банка (ныне банк Леуми), Иерусалим (1938-1939)
- лаборатория Даниеля Вольфа, Реховот (1938)
- факультет сельского хозяйства, Реховот (1940)
-
клуб (1937) и спортивный зал (1940, снесен) университета, Иерусалим
- училище, кибуц Ягур
По мере публикации материалов по этим объектам в список будут добавляться ссылки.
Мендельсон был, безусловно, самым ярким из плеяды архитекторов, переехавших в молодой еврейский ишув из Европы в 20-30-е годы, и его творчество оказало значительное влияние на развитие современной израильской архитектуры.
Работу архитекторов в Палестине легкой назвать было нельзя. Низкие гонорары и произвол заказчиков побудили многих из них податься за океан. Разочарованный неполучением должности главного архитектора британской администрации, в 1941 году уехал и Мендельсон.
В отличие от Гропиуса и Мис ван дер Роэ, талант которых после переезда в США засверкал новыми гранями, Мендельсон сосредоточился на строительстве скромных сооружений (в основном, для еврейских организаций) и чтении лекций.
Самой известной его работой американского периода принято считать
еврейский госпиталь Маймонида в Сан-Франциско (1946-1950). И здесь Мендельсон остался верным себе - здание окружают непрерывные горизонтальные ряды далеко выступающих балконов, имевших функциональное значение, т.к. обеспечивали доступ свежего воздуха в помещения. Со временем балконы заложили, и авторский замысл был искажен.
В США Мендельсон спроектировал несколько синагог в комплексе с общественными центрами - в
Сент-Луисе (штат Миссури, 1945-1950),
Кливленде (Огайо, 1946-1950),
Грэнд-Рапидсе (Мичиган, 1948) и
Сент-Поле (Миннесота, 1950-1954).
Скончался Эрик Мендельсон 15 сентября 1953 года в Сан-Франциско в возрасте 66 лет.
В качестве акта примирения
семейный архив архитектора был передан его супругой в дар Германии.
Судьба большинства построек Мендельсона незавидна. Детский еврейский центр в Эссене был разгромлен ещё 4 ноября 1938 года, в Хрустальную ночь. Многие здания были разрушены во время войны, некоторые были разобраны уже после неё, некоторые были перестроены и стали неузнаваемы. Совсем незадолго до смерти архитектора, 17 июня 1953 года, во время
антикоммунистического восстания в ГДР был сожжен
Колумбус-Хаус на Постдамерплатц в Берлине, одно из лучших произведений Мендельсона.
Тем более важным представляется сохранить то, что осталось.
Источники:
- А.Эльханани, "Борьба за независимость. Израильская архитектура в ХХ веке" (иврит)
- Д.Кроянкер, "Архитектура в Иерусалиме. Строительство в период британского мандата" (иврит)
- Ю.Ёдике, "История современной архитектуры"
- А.В.Иконников, "Зарубежная архитектура"
- R.Furneaux Jordan, "Western Architecture"
- Д.Самин, "Сто великих архитекторов"
- сайт выставки
"Erich Mendelsohn. Dynamics and Function. Realized Visions of a Cosmopolitan Architect" |
ещё один сайт выставки (немецкий) |
и ещё один (английский)
-
полный список построек Э.Мендельсона (английский)
-
статья в журнале "Architecture Week"-
статья в энциклопедии "Кругосвет"-
предисловие к изданию "Erich Mendelsohn and the Architecture of German Modernism"-
постройки 20-х - начала 30-х гг. в Берлине (немецкий)
-
http://de.wikipedia.org/wiki/Erich_Mendelssohn (немецкий)
-
сайт города Ольштын, Польша- "Revival of the Bauhaus in Tel-Aviv" (каталог выставки. иврит, английский)
-
"A Forgotten Modernist" (английский, в основном посвящен павильону в Бексхилл-он-Си)
-
ещё о павильоне в Бексхилл-он-Си (английский)
-
синагога в Сент-Поле, штат Миннесота (английский)
- Г.Герберт, И.Хайнце-Гринберг, С.Сосновски, "В стремлении к совершенству в архитектуре" (иврит. самое подробное издание об электростанциях в Израиле)
-
программа семинара в институте Ван Лир, Иерусалим (иврит)
-
И.Григорьева, "Работы архитектора Эриха Мендельсона в Советском Союзе" (файл PDF, 1,7 Мб, немецкий)
- М.С.Штиглиц, "Промышленная архитектура Петербурга"
- NEW, 22/06/2005
Биография с многочисленными фотографиями и рисунками (иврит)
Есть ещё одна книга, с которой мне ознакомиться пока не удалось:
Ita Heinze-Mühleib, "Erich Mendelsohn. Bauten und Projekte in Palästina 1934 - 1941" (немецкий)