Trulove Трулав бас Clive Bayley Бейли Клайв, бас-баритон (Bayley Clive
Anne Trulove Энн, его дочь сопрано Miah Persson - Swedish soprano Миа Перссон
Tom Rakewell Том Рейкуэлл тенор Topi Lehtipuu Топи Лехтипуу
Nick Shadow Ник Шэдоу баритон Matthew Rose М
этью Роуз.Mother Goose Матушка-Гусыня меццо-сопрано Susan Gorton Сьюзэн Гортон
Baba the Turk Баба-турчанка меццо-сопрано Elena Manistina Елена Манистина Российская оперная певица
Sellem Селлем, аукционщик тенор Graham Clark Кларк Грэм
Надзиратель в бедламе бас
London Philharmonic Orchestra
Vladimir Jurowski (conductor) Vladimir Jurowski, is proud of his Jewish heritage
Владимир Михайлович Юровский; born 4 April 1972, Moscow
+++++++++++++++++
http://boulezian.blogspot.co.il/2010/08/rakes-progress-glyndebourne-festival.html Том Рейкуэлл тенор
Ник Шэдоу баритон
Трулав бас
Энн, его дочь сопрано
Матушка-Гусыня меццо-сопрано
Баба-турчанка меццо-сопрано
Селлем, аукционщик тенор
Надзиратель в бедламе бас
Завсегдатаи притона, слуги, умалишённые - хор
Похождения повесы» (
англ. The Rake's Progress) - опера
Игоря Стравинского в духе
неоклассицизма. Либретто
Уистена Одена и
Честера Кальмана, основанное на сюжетах цикла из восьми картин и гравюр 18-го века под названием
A Rake’s Progress английского художника
Уильяма Хогарта. Стравинский видел эти картины в 1947 году на выставке в Чикаго.
![](http://www.classic-music.ru/media/images/composition/12110517.jpeg)
Сюжет о духовной гибели некоего Тома Рейкуэлла, который бросает любимую Энн Трулав ради наслаждений Лондона в компании Ника Шэдоу, который оказывается Дьяволом. После нескольких несчастных случаев, подстроенных Дьяволом, Том попадает в
Бедлам, (психиатрическую больницу к югу от ЛондонаСодержание
[
править] Акт 1
Том Рейкуэлл хочет жениться на Энн Трулав, но её отец против этого брака, так как не доверяет Тому, потому что он не имеет постоянной работы. Том мечтает иметь много денег. Он встречает Ника Шэдоу, который утверждает, что стал богатым наследником, так как неизвестный родственник умер, оставив ему много денег. Он предлагает Тому, стать слугой и следовать за ним в Лондон, чтобы помочь разобраться со своим наследством.
Ник подталкивает Тома к посещению различных аморальных заведений, где много плохого и запретного. Том соглашается провести ночь с Матушкой-Гусыней в борделе. В то же самое время Энн тоскует по Тому и не понимает, почему так долго нет от него вестей. Она предполагает, что что-то могло случиться с ним, и сама решает отправиться в Лондон, чтобы разыскать Тома.
[
править] Акт 2
Тома тяготит аморальный образ жизни и он признаётся Нику о своих мечтах, о желании быть счастливым, на что Ник отвечает, что Том должен жениться на Бабе-турчанке, знаменитой немолодой леди. Вскоре Энн находит Тома в Лондоне. Она является как раз в тот момент, когда Том выходит из носилок с Бабой-турчанкой, на которой он только что женился. Том требует от Энн уйти, но на самом деле ему очень жаль, что это произошло.
В следующей сцене Том уже ненавидит свой брак с Бабой, которая оказывается очень странной женщиной. Она - болтушка с огненным характером. Том заставляет её замолчать, лишь бросив свой парик ей на лицо, после чего засыпает. Во сне к нему приходит Ник и демонстрирует «чудо-машину», которая, по его утверждению способна превращать камни в хлеб. Том кричит во сне, что он хотел бы это стало реальностью, и проснувшись, видит машину, о которой он мечтал. Ник убеждает Тома, что он может заработть много денег, если откроет бизнес и будет создавать такие машины. Однако это оказывается обманом, так как машина не работает.
[
править] Акт 3
Том находится на грани разорения, и Селлем готовится выставить дом Тома на аукцион. Баба-турчанка с момента, когда Том заставил её замолчать с помощью парика, парализована и не может перемещаеться самостоятельно. Когда она приходит в себя, она начинает сердито кричать и сердится из-за неоходимости проведения аукциона, но успокаивается, когда Энн входит. Баба советует ей найти Тома и «восстановить свои права», и предупреждает её об опасности Ника Шэддоу.
На кладбище Ник открывает своё истинное лицо и показывает Тому, что он на самом деле Дьявол и говорит, что Том должен расплатиться своей душой. Когда наступает полночь, Ник предлагает ему путь к спасению в виде игры в карты. Том выигрывает, но только потому, что он думал об Энн. Проигравший Ник погружается в преисподнюю, ставя в известность Тома, что он сойдёт с ума.
Тома отправляют в сумасшедший дом. Он считает, что он Адонис и что Энн на самом деле является Венерой, римской богиней любви. Энн посещает его, поет ему колыбельную, потом тихо уходит от него. Когда он понимает, что она покинула его, он умирает.
В эпилоге, главные персонажи указывают на простую мораль: дьявол всегда находит работу для праздных рук (людей, которые ленивы).
**************************************************************
Возрождая модель старинной «оперы в стихах», Стравинский прежде всего реабилитирует вокальную природу оперы. Почти каждый сольный эпизод имеет завершенность концертного номера, использующего богатые возможности голоса певца. Таковы лирически проникновенная каватина Тома во 2-й к. и ариозо в последней с предшествующей ему цитатой из знаменитой арии Орфея в опере Глюка. Контрастны по настроению полная печали ария Энн «Тихая ночь» и ее же кабалетта «Да, я иду к нему» в 3-й к. Завораживает красотой музыки прощальная колыбельная Энн. Широко представлены классические формы вокальных ансамблей: дуэты, терцеты, динамичные ансамбли с хором, наподобие буффонных финалов-стретто. Элементы яркой театрализации привнесены в динамичную сцену аукциона (1-я к. III д.). Большую выразительную роль играет оркестр: яркой тембровой характерностью отмечено гротескно-театральное вступление к опере, порученное квартету духовых инструментов, или прозрачное звучание флейты, гобоя и кларнета в сцене страданий Энн; мрачная символика сцены на кладбище усугубляется тембром контрабасов и т. д.
Партитура Стравинского, выдержанная в духе неоклассицизма, во многом следует оперной традиции XVIII в., прежде всего Моцарта. Стилизован и речитатив, сопровождаемый чембало. Однако под покровом стилизации, иронии и подчеркнутой театральности видится трагедия человеческого существования.
«Похождения повесы» - одно из ярчайших явлений в опере XX в.