Jewish Leters электронная версия книги Д. Паланта "Тайны еврейского алфавита

May 23, 2012 20:30

электронная версия книги Д. Паланта "Тайны еврейского алфавита

http://www.judaicaru.org/tora/letters_1.html

предисловие раввина Штейнзальца, которое мы предлагаем вашему вниманию.

Еврейский алфавит уникален. Именно он является первичным и изначальным, в то время как все иные буквенные сиcтемы письменности возникли на его основе. К примеру, современный русский алфавит - прямой потомок одной из первых славянских азбук, кириллицы, являющейся переработкой греческого письма, которое, в свою очередь, вторично по отношению к еврейскому алфавиту. Подобным же образом в иной культуре индийское письмо «брахми», посредством арамейского языка, родственного ивриту и имевшего широкое распространение на Ближнем и Среднем Востоке, восходит к ивритской азбуке. В обыденном употреблении, для обывателей и даже для лингвистов, буквы - не более чем, как говорят учебники, конвенциональные графические знаки для обозначения звуков на письме. Их названия, формы написания и соотнесение с теми или иными звуками есть результат общепринятого «неписаного соглашения» в обществе. Но, в отличие от всех прочих буквенных систем, еврейский алфавит изобилует скрытыми смыслами, заключенными как в самом порядке расположения букв, объединяющихся в смысловые группы, так и в правилах их использования и произношения.
Особую значимость еврейским буквам (аналоги этому явлению имеются в некоторых других языках и системах письма) придают их числовые значения - гиматрии, наделяя соотношения слов, оборотов и фраз дополнительным смыслом. В еще большей степени носителями скрытой информации являются названия и формы написания букв. Если говорить не о скорописи, схематическом или любом другом из упрощенных вариантов записи, а о том, что используется при написании свитков Торы, тфилин или мезузот, то в форме букв, составляющих еврейский алфавит, смысловым значением обладает не только общий вид буквенного знака, но и каждая из составляющих его частей. Ведь большинство букв нашего алфавита представляют собой комбинацию из двух и более базисных букв, которые в каждой из этих комбинаций становятся деталями нового целого, приобретающего свое собственное значение.
Наш алфавит, алеф-бет, включающий в себя двадцать две буквы плюс пять особых, «конечных» форм, используемых при написании в конце слова, - отображение духовных категорий высшего порядка, находящихся на куда более высокой ступени абстракции и, в свою очередь, являющихся «буквами», которыми создано мироздание.
Это можно уподобить тому, как буквы, входящие в состав математических или химических формул, приобретают в них смысл, отличный от того, который они могут нести в качестве текста.
В формулах это буквы предстают символами фундаментальных сущностей - к примеру, химических элементов. Подобно этому и все знаки еврейского алфавита являются символическим отражением изначальной «письменности», лежащей в основе мироздания. Это относится как к нашему миру, видимому и осязаемому, так и к духовным мирам, более абстрактным; во всех мирах - неисчислимое разнообразие форм и проявлений, и все они могут быть описаны формулами, состоящими из ограниченного набора букв.
Еврейские буквы - символы базисных сил и феноменов (разумеется, в большей степени, чем буквы в составе химических или математических формул), из которых состоит наша реальность. В еврейской литературе существует множество толкований формы каждой из этих букв, их названий и способов сочетания. Именно поэтому знакомство с такой простой на первый взгляд темой, как алфавит, оказывается столь сложным и требующим внимания и усилий. Этот предмет представлен в еврейской традиции как древними, насчитывающими тысячелетия книгами, - назовем хотя бы «Отийот де-раби Акива», сборник толкований периода Мишны, - так и множеством более поздних произведений, вплоть до написанных в наши дни. В одной книге невозможно обобщить весь колоссальный объем информации, содержащийся в наших источниках, - ведь каждая из них отражает только одну сторону, какой-то специфический аспект той или иной темы. Сказанное здесь справедливо по отношению ко всем областям еврейского знания. Предлагаемую вашему вниманию книгу стоит рассматривать в качестве своего рода введения в тему. Выполняя свою, присущую только ей функцию, она, вслед за великим мудрецом Гилелем, призывает нас: «А теперь иди и учись!»

орфография, книги, вхожу в наследство, книга есть в и-нете, Адин Штайнзальц

Previous post Next post
Up