ПОЭТИКА ОБРАЗА КРЫМА В ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Sep 19, 2008 16:58



ПОЭТИКА ОБРАЗА КРЫМА В ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

VIII-XVI ВВ.

Важным источником для изучения поэтики образа Крыма является агиографическая литература. Агиография изучает жизнеописания святых, жития, деяния мучеников. Так как авторами были монахи, изображающие жития святых в современной им истории и повседневной жизни, то агиографическая литература может служить ценным историческим источником.


VIII век - это  период расцвета христианства в Крыму. В период иконоборчества Крым становится обетованной землёй, который принимает спасающихся от гонения христиан. Защитниками православия в эту эпоху были Стефан Сурожский, Иоанн Готский. Иоанн Готский «из торжища, называемого Партениты» был заточён в крепости Фуллы (Эски-Кермен). Ему удалось сбежать оттуда в Амастриду, где он и скончался. Его тело было перевезено в Партениты и погребено в храме монастыря святых Апостолов. Развалины храма, сооруженного эпископом Иоанном, были открыты в Партените у Подножия горы Аю-даг в 1871 г. Стефан Сурожский имел свою собственную кафедру в Сугдее (Судаке). Он указывал  на  местности,  где почитатели икон могли найти убежище от гонений: области Евксинского Понта (Чёрное море), города Боспор, Херсон и области Готии. «Одни отплывали на Евксинский Понт <…> монашество было словно уведено в плен, и Византия осиротела».

Личность святителя Стефана замечательна ещё и тем, что с ним связано, пожалуй,  самое древнее из известных крещений русских князей, которое произошло в Суроже (Судаке). Согласно «Житию святого Стефана Сурожского», вскоре после его отшествия ко Господу, в Сурож, после десятидневной осады, ворвалась великая русская рать из Новгорода, возглавляемая князем Бравлином и уже совершившая успешный поход вдоль побережья Крыма - от Херсонеса до Керчи. После того, как Бранлив ограбил церковь Святой Софии, где находился гроб угодника Божия, он внезапно был поражён тяжким недугом: <…> Обратися лице его назад, и лежа пены точаше». Святотель Стефан предстал перед князем в видении и повелел ему креститься. Потрясённый чудом, Бранлив принял крещение и был исцелён. В сказании отмечается, что, наряду с ним, крестились и все его бояре.

Весьма вероятно, что к эпохе монашеской эмиграции относится возникновение пещерных монастырей, остатки которых сохранились в разных местах горного Крыма. Одни из них расположены на отдельных скалах, например: Мармара близ деревни Шулю, Шулдан, Качи-Кальон, скала поблизости от Сюйренской башни. Другие - в городах: Черкес-Кермен, Мангуп-Кале. Широко известен мужской  монастырь святого Стефана Сурожского, расположенный в урочище Кизилташ. О том, что память святого жива, свидетельствует приписка к греческому синаксарию  XII-XIII вв: «15 декабря празднуется смерть святого Стефана исповедника архиепископа Сугдейского, потому что просвятил сугдейцев и сделал христианами. Кроме того, в 2000 г. в посёлке Орджоникидзе была возведена новая церковь во имя Стефана Сурожского.

IX век - особый для истории  христианства, потому что связан с деятельностью братьев святых Кирилла и Мефодия. Хождения святых равноапостольных братьев к разным племенам и народам - это святые пути вглубь славянского мира. Д.С. Качурин впервые составил кирилло-мефодиевскую карту Крыма. Она позволяет проследить путь равноапостольных братьев в период миссионерского путешествия в Хазарию.

В 860 г. Константин и Мефодий отправляются по поручению византийского императора в Хазарский каганат. Целью поездки было доказать преимущества христианства перед исламом и иудаизмом. Хазары жили тогда на территории Крыма, Северного Кавказа и на Нижней Волге. Их столицей был город Итиль, расположенный на обоих берегах Волги. В конце 860 г. путешественники прибыли в Херсонес. Чтобы достичь Констанстинополя, можно было плыть двумя морскими путями: вдоль фракийского (румынского и болгарского берегов) или вдоль кавказско-крымского. «Житие Кирилла» умалчитвает о том, какой путь избрали братья,  но восточный путь был предпочительнее. Во-первых, эта территория была более обжита. Но главное - это был освященный путь, связанный с именами великих святых, начиная от первых апостолов-святых Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и заканчивая Стефаном Сурожским, Георгием Амастридским, Иоанном Готским. Таким образом, их путь проходил по Кавказскому побережью к Боспору Киммерийскому, в Пантикапей, Феодосию.

Правила благочестия, обязательные для путешественника-христианина подсказывали череду остановок. Качурин предполагает, что первой пристанью могла стать Амастрида. Из жития святого Георгия, архиепископа Амастиридского, написанного в первой половине IX в., известно, что Констанстин и Мефодий хорошо знали о недавнем военном набеге руссов на этот город. Хорошим руководством для дальнейшего плавания могло быть житие монаха Епифания, которое везли с собой Констанстин и Мефодий. Константин, будучи в прошлом главным хранителем патриаршей библиотеки, был знаком с житием этого святого. Солунские братья, скорее всего, копировали маршрут своего предшественника Епифания, используя его как путеводитель. Значит, святые просветители посетили и Керчь, и Феодосию, и мыс Фиолент в окрестностях Севастополя с его Георгиевским монастырём.

Таврия ко времени пребывания здесь братьев-просветителей была прославлена подвигами многих святых. Это и Климент, и Стефан Сурожский, и Иоанн Готский. Качурин предполагает, что братья посетили Софийский собор в Суроже, где покоились мощи святителя Стефана, и монастырскую базилику в Партените, где находились останки епископа Иоанна. Так же, как и их предшественники, братья посетили Херсонес, где изучали хазарский язык. Здесь Константин перевёл 8 частей русской грамматики, которую изучал с целью просвещения хазар. Узнав о том, что мощи святого Климента находятся в море, они смогли найти место захоронения святого и поднять их на корабль. Произошло это 31 января 861 г. Мощи были перенесены в храм Двенадцати апостолов в Херсонесе.

В «Житии Кирилла» упомянуто ещё одно загадочное место -Фуллы. По поводу его расположения нет единого мнения среди историков: одни ищут его  в городе Старый Крым, другие - в городе Чуфут - Кале, в окрестностях Бахчисарая. Таким образом, братья посетили Сурож, Партенит, Кафу, Керчь, Херсонес и Фуллы.

В XI в. в черноморских степях появляются половцы. Они завладели Херсоном и использовали его как рынок для сбыта невольников. Живой  торговый обмен Херсона с половцами делал его рабовладельческим рынком, куда попадали русские пленники. Одним из них стал Евстратий. Преподобный Евстратий родился в Киеве и был  пострижен в монахи в Киево-Печерском монастыре. При нашествии половецкого хана Боняка на Печерскую обитель (1096 г.) святой Евстратий вместе с тридцатью печерскими работниками и двадцатью киевлянами был уведен в плен в Херсонес, где все они были проданы в рабство жиду. Ненавистник христианства начал понуждать своих пленников отречься от Христа, угрожая, если воспротивятся, уморить их голодом, но мужественный Евстратий укреплял всех, говоря: «Не будьте изменниками данному вами обету при крещении; Христос искупил нас от клятвы законной своею кровию и сделал наследниками своего царствия, временною смертью приобретем вечную жизнь и будем подражателями апостолу Павлу, который говорил: «Мне бо еже жити, Христос, и еже умерети, приобретение (есть)».

В XIII в. Таврический полуостров подвергся нападению татар. Епископ Феодор в своём «Послании» к патриарху сообщает о том, как преследуемый каким-то врагом был насильственно высажен в Херсоне. В городе началось волнение, и извне грозила опасность. Случай помог ему бежать из Херсона, и он нашёл убежище у проживавших поблизости города Алан. Они принадлежали к пастве херсонского епископа, но были лишены всякого духовного руководства, и Феодор взял на себя заботу о них. Херсонский епископ усмотрел в деятельности Феодора умаление своих пастырских прав и привлёк его на суд. Историк Ю. Кулаковский считает, что «Послание аланского епископа Феодора» имеет историческую достоверность: аланы составляли часть населения горного Крыма в XIII в. Феодор рассказывает о том, как он со своим отцом и спутниками достиг Боспора. Но им не разрешили высадиться на берег. Отцу Феодора не было разрешено соединиться со своей паствой, и он был назначен епископом Боспора. Так как Феодор и его отец были аланами, то, назначая отца Феодора епископом Боспора, патриарх Герман II мог предполагать о существовании на Керченском полуострове аланского населения. Но это предположение не может быть аргументировано, поскольку ни один из письменных источников не содержит конкретной информации по данному вопросу.

Печальную картину состояния христианства в Тавриде рисует священник Иаков, посетивший в 1634 - 1635 гг. Инкерман. Он описывает увиденную им пещерную церковь, уже разорённую, разрушенный алтарь и нетленные мощи в гробнице, обнажённые татарами, несколько раз уносившими их отсюда с «великой яростью», закапывавшими и выбрасывавшими их из окон пещеры. Мартин Броневский, посетивший Крым в 1578 г., рассказывал, что многие христианские церкви были переделаны в татарские мечети. Иаков говорит и о других пещерных храмах Крыма, как о уже разоренных татарами: «А по горцам (горам) многие христианские церкви разорены ж, а промеж гор живут армен и христиан много, но от насилия татарского благочестие изсякло». В иных пещерах жили еще греки, а другие были пустыми. Далее он сообщает: «В Перекопе была церковь христианская (т. е. греческая) весьма чудна и велика, ныне же сделана костелом; в Козлеве (Евпатории) <…> сделана мечетью <…> Эски-Юрт, от Бахчисарая  с версту, <…> ныне же сделана мечетью».

Мангупским княжеством  в Крыму владел князь Константин. Здесь преобладало православное население, однако, жили также караимы и евреи. Мангупское княжество, как и весь Таврический полуостров, в половине XV ст. находилось под игом мусульман. Влияние их на православных было настолько тяжелым, что князья Кафы и Мангупа, предшественники Константина, еще в 1392 г. оставляли свои владения и искали убежища в Московском государстве. Константин также вынужден был оставить свои владения в Крыму  и поселиться у своего родственника Фомы.

Виолетта Саламатина (Старый Крым - Симферополь)

Крым

Previous post Next post
Up