Мои мысли по дискуссии о современной русской литературе

Nov 25, 2009 13:51

1) Сейчас происходит расцвет или упадок литературы? Нет новых Толстых и Достоевских, но есть книгоиздательский бум, появилось много новых писателей. Это взлет или какое-то промежуточное состояние, и появятся ли потом литературные гении?

В эпоху гиперпостмодерна налицо явный упадок литературы. Что связано с упадком культуры, сменой нравственных ориентиров. Сейчас - как в Смуту на Руси, но тогда древнерусский человек имел крепкий нравственный стержень, его поддерживало соборное начало, в нем сильно было состояние аскезы как особый настрой души. Да, в Смутное время, как справедливо отмечает протоиерей Георгий Флоровский, душа сместилась, стала скиталицей, всюду был хаос… Но древнерусская система ценностей была тем, что поддерживало человека в ту эпоху. Потому и пережили Смуту, вытерпели опричнину, безумства Ивана Грозного (кстати, последний фильм с участием Олега Янковского «Царь» - об этой эпохе). Нынешнее состояние культуры и литературы как её части закономерно, ибо Смута-постмодерн рубежа 20-21 столетий - это словно эпоха барокко, что повторяется на разных этапах истории, будучи спровоцирована переходными явлениями и тенденциями к крушению устоев. Постмодерн промежуточен. Вопрос о том, появятся ли литературные гении после этого периода, - риторический, вопрос открытый. Я склонна считать, что все стоящее и поистине заслуживающее внимания и названий «великое», «шедевр», уже создано.

2) Что такое молодой писатель? Это еще ученик или представитель иного взгляда на современность?

Любой писатель, автор любого возраста - всегда лишь ученик. Если отталкиваться от концепции, что велик и совершенен лишь Бог-Демиург, то все мы - вечные ученики. Интересно, если бы сей вопрос был задан философам античности, знаменитым художникам, классикам литературы, что ответили бы они?.. Молодой автор (нарочно избегаю термина «писатель»), вне всякого сомнения, - носитель идей того времени, в коем он рожден и воспитан, он имеет субъективное восприятие современности, такой автор - носитель некоего варианта осмысления современности.

3) Что такое литературный успех и горят ли рукописи? Какая тема сейчас востребована? Нужно ли писать в стол в надежде на то, что когда-нибудь это будет актуально?

И рукописи горят, и их нужно сжигать, особенно те, что несут в себе разложение нравственной системы. А литературный успех нынче зависит не от таланта и гения, а от финансовых возможностей. Писать в стол нужно. А востребованная тематика нынче - все, что окружает современного автора, особенно похвально сюрреалистически извлечь грязь напоказ…

4) Существует ли новый герой в литературе? «Литература должна победить жизнь»?

Сейчас не матриархат и не патриархат. Сегодня время молодого героя-приспособленца. Такой молодой человек легко становится содержанцем богатых, уже немолодых дам, он привлекает своей молодостью, интеллектом, креативностью, позитивномыслием…
Считалось, что в начале эпохи постмодерна появился новый герой - мусорный человек (см. «Мусорный роман» известного инсталлятора И. Кабакова).

5) Нужно ли восстанавливать историческую правду о прошлом - или надо отключиться от этого и говорить о том, что есть? (то есть писать документальную прозу и биографические произведения - или писать о том, что есть сейчас глазами двадцатилетних?)

А что могут рассказать двадцатилетние? Они рождены в эпоху развала, это поколение Пепси, Сникерсов, жевательных резинок, американских порнофильмов и ужастиков. Какая у них правда? Они-то и истории Отечества своего не знают. Кто будет восстанавливать историческую правду о прошлом? И кто знает эту правду? - вопрос риторический. И уж лучше не видеть гипертрофированный облик-образ прошлого…

6) Сохраняется ли русская традиция? Автор раньше выполнял функции разных способов отношения к миру - и писатель, и философ, и психолог. Что произошло после слома 90 гг.? Есть ли что-то еще за словом сейчас?

Слово и автор сейчас - это проект, раскрученный бренд. Без сомнения, в современных текстах присутствуют и психологизм, и философский подтекст, только вот форма подачи идей не всегда способствует благостно восприятию. Русская традиция утрачена давно. Её сбросили с «парохода современности».

7) Сохраняется ли общественное значение литературы? Влияют ли писатели на нашу жизнь? Услышат ли нас? Пророки ли мы?

Нет пророка в своем Отечестве. Был ли пророком А. С. Пушкин?
КАК писатели влияют на нашу жизнь? Не вижу я в текстах, например, Пелевина положительного примера. Современная литература утратила воспитательную функцию.

8) Что такое литературное образование? Это личный опыт - или мастер-классы, семинары, Литинститут?

«Образование - это то, что у нас осталось, когда мы все забыли» (не помню автора цитаты). Лит. Образование формируется на протяжении всей жизни автора, стремящегося стать писателем (а вступить в Союз/Спилку - не значит стать писателем). Личное чутье, прежде всего, авторская интуиция. Мастер-классы, семинары, конференции следует посещать, но не нужно стараться подражать мнящим себя великими. А то вот ведь как бывает: начитался автор-новичок современных классиков, да и стали его тексты интертекстуальными, т. е. что ни абзац, то цитаты, герои, сюжет архетипически угадываются. Литинститут - тема особенная, а писателем не становятся, им рождаются, невозможно научить стать писателем, нужно быть им.

9) Свобода художника и власть. Ранее существовал соцреализм, сейчас - власть и писатели приглядываются друг к другу, чего мы ждем в современном обществе от власти?

10) Какие изменения произошли в региональной русской литературе? Коснулась нас глобализация или существует автономность регионов в литературе?
Как раз региональной литературы глобальные изменения коснулись в меньшей степени. На то они и глубинка с провинциею, чтобы традиции блюсти. Так уж повелось у нас на Руси. Глобализация ярка в столице. И, прежде всего, в гламуре себя выражает.

современная русская литература

Previous post Next post
Up