Винзавод - центр современного искусства в Москве

Sep 30, 2008 16:57

 
ВИНЗАВОД - новый Центр современного искусства

http://winzavod.livejournal.com/
http://winzavod.ru/

ВИНЗАВОД - комплекс промышленных построек (старинные цеха, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы), расположенный в районе Сыромятников (в пяти минутах от ст. метро "Курская"). Общая площадь - 20.000 метров. На территорию можно попасть как с Садового кольца, так и с набережной Яузы.

В помещениях старинного пивоваренного завода "Московская Бавария" (впоследствии - винного комбината) располагаются: 3 крупных выставочных зала, авторитетные московские галереи: XL, Айдан, галерея М&Ю Гельман, Риджина, Проун, и Ателье №2, фотогалереи Победа, Photographer.ru и FotoLoft, дизайн-студии, мастерские художников, залы RIGroup (филиал Московского Дома фотографии), концептуальный магазин Cara&Co, школа стилистов ПЕРСОНА. В скором времени откроются арт-бары и кафе, дизайнерские, книжные и музыкальные магазины. Проектом предусмотрена также открытая площадка, предназначенная для проведения разнообразных культурных мероприятий: концертов, фестивалей и презентаций.

Сформированный по принципу "арт-кластера", центр современного искусства ВИНЗАВОД концентрирует лучшие творческие ресурсы города и создает принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду. Во многих мегаполисах мира подобные центры являются неотъемлемой частью современной культурной жизни.

Инфраструктура ВИНЗАВОДа такова, что гости могут совмещать посещение художественных выставок, акций, лекций и мастер-классов, просмотр авторского кино с шоппингом и отдыхом в клубах и арт-ресторанах. За исключением специальных событий, вход на территорию центра свободный для всех желающих.

Наши посетители - это представители мира искусства (художники, галеристы, критики), профессионалы, занятые в сфере рекламы, дизайна, PR, телевидения и др., студенты, туристы и все, кто интересуется современной культурой.

На территории ВИНЗАВОДа регулярно проводятся фестивали и образовательные программы в сферах современного искусства, кинематографа, архитектуры и дизайна, а также благотворительные мероприятия. Тесное взаимодействие участников проекта помогает наладить особую междисциплинарную связь между различными сообществами, поколениями и стилями.

Выставочные залы и пространства ВИНЗАВОДа, обладающие уникальной атмосферой - идеальное место для проведения не только выставок, но и самых разнообразных культурных и корпоративных мероприятий и акций - от рейвов до профессиональных конференций.

Центр современного искусства ВИНЗАВОД открыт для сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами.

М. Курская, Чкаловская, 4-й Сыромятнический переулок, д.1, стр.6
Телефон/факс: (495) 917-46-46 (секретарь, аренда); 917-34-36 (пресс-служба)

E-mail: winzavod@gmail.com

История ВИНЗАВОДа

Комбинат виноградных вин

"Из благодатных южных почв виноградная лоза черпает живительные соки земли. Из далекого космоса виноградная гроздь получает энергию солнца. Но только человеческие руки способны превратить этот подарок природы в искрящийся напиток - виноградное вино. Старейший Московский комбинат виноградных и десертных вин, основанный в 1889 году купцами Травниковыми, выпускал собственную продукцию из плодов и ягод и разливал виноградные вина, привезенные из Крыма и с Кавказа. В советское время комбинат расширил ассортимент выпускаемых вин: в течение года производилось до 170 наименований ординарных и марочных вин. Однако славились вина собственного производства: плодово-ягодные, ароматизированные и сухие типа "Херес". В семидесятых-восьмидесятых годах была проведена большая реконструкция, установлено импортное оборудование, на котором до сих пор разливается уникальная продукция: сухие и крепленые марочные и ординарные вина, фирменные винные напитки "Вечерний", "Москва", бренди "Империал", горькие лечебные настойки "Женьшеневая", "Родиола", белый вермут "Экстра", производимый по итальянской технологии. В последнее время здесь освоили выпуск винных напитков - "Felicita" (белое и розовое), "Клюква", "Вишня", "Малина", "Амадетто", по вкусовой гамме близкого "Амаретто".

Воспоминания Галины Дмитриевны Плешковой, бывшего директора Мосвинкомбината звучат персидской лирикой, сладкой амброзией льется вермут "Экстра", дивным нектаром - горькая настойка "Родиола". Где наши шестнадцать лет, вкус первых затяжек, девичьих губ со вкусовой гаммой ликера "Амадетто"? Закрылся, не выдержав напора конкурентов, Московский комбинат виноградных и десертных вин, производивший на радость трудящимся четыре миллиона декалитров плодово-выгодного в год. Задолго до него торгово-промышленное товарищество "Дмитрий Травников и сыновья" разливало полукустарным способом водку и небольшие партии грузинских и крымских вин.

Дом княгини Волконской

Первым владельцем обширной усадьбы, располагавшейся по современным Мрузовскому и 4-му Сыромятническому переулкам, был капитан лейб-гвардии Преображенского полка Мельгунов, продавший ее родной сестре, княгине Екатерине Волконской. Выдающаяся московская барыня и хозяйка подмосковного Суханова, носила прозвище "тетушка-воин", ибо оказывала решающее влияние на своего племянника, фельдмаршала Петра Волконского, начальника штаба Кутузова. Как ни странно, уцелело множество декоративных украшений здания, да и сам дом внешне не изменился. Уничтоженная век назад терраса ныне восстановлена. Он стоит справа от входа на "Винзавод", мощный и сдержанный центр его выделен красивым портиком, а впереди находится необычный полукруглый выступ.

В 1805 году барскую усадьбу купил купец Монин, через четыре года - Никифор Прокофьев, в 1810-м открывший на ее территории медо-пивоваренную фабрику. В начале 1821 года усадьба перешла к ревельскому купцу второй гильдии Фридриху Даниельсону, который пристроил к жилому зданию флигель с двухэтажным пивоваренным заводом и солодовней. На другой стороне переулка было поставлено длинное здание складов для солода. В тимпане портика главного дома до сих пор можно увидеть затейливо переплетенный окруженный пышным орнаментом вензель его сына Людвига Фридриховича. Нарядный ампирный декор сосредоточен на садовом фасаде.

В сороковых годах фабрика, новыми владельцами которой стали купцы первой гильдии Вильям Ватсон и Петр Дрейер, была второй по величине в Москве после "Трехгорной": в ней производилось пива на 57 тыс. рублей в год. В 1855-м огромная усадьба и фабрика стали принадлежать известному "откупщицкому царю" Василию Александровичу Кокореву. Он разбогател на винных откупах, занялся банковским делом, был одним из пионеров русской нефтяной промышленности, основал несколько промышленных компаний и стал одним из самых богатых людей в России. К негодованию властей, Кокорев занялся и активной общественной деятельностью, в которой, впрочем, ему не дали ему развернуться.

Кокорев собирал картины и покровительствовал искусствам: в галерее, открытой им в 1861году, помещались более 500 картин, в том числе кисти Брюллова, Левицкого, Боровиковского, Кипренского. Часть из них после банкротства владельца приобрел П.М. Третьяков. Некоторое время тут находилась фабрика сургуча, смолок и пробок Н. Ф. Мамонтова, которая в 1858 году переехала в собственное помещение за Пресненской заставой, где было налажено производство масляных лаков.

Московская Бавария

В середине XIX века западная часть усадьбы была отрезана линией Московско-Курской железной дороги. Здание солодовни оказалось на углу вновь проложенного переулка и получило неожиданно важное градостроительное значение. Пивоваренный завод занял своими постройками весь север владения. В семидесятых-восьмидесятых годах XIX столетия завод перешел во владение акционерного общества "Московская Бавария" ("Русское товарищество пиво- и медоварения в Москве") братьев Ивана и Кирилла Тарусиных, владельцев всей Плющихи. Завод был оснащен тремя паровыми машинами общей мощностью 45 лошадиных сил, обслуживался 70 рабочими и выпускал пиво высшего сорта "Венское чистое № 1" по цене 1 рубль 60 копеек ведро. Знаменито было и "Черное бархатное"

В 1909 году часть усадьбы приобрели душеприказчики почетного гражданина Х.С. Леденцова, завещавшего свое состояние на образовательные цели, и главный дом был переоборудован для помещения там городского четырехклассного училища. К тому времени старинная усадьба значительно сократила свою площадь: часть ее отрезала линия железной дороги, а часть, выходившая к Яузе, была продана в другие руки. Заведующим домами был И. П. Голоулин, и еще много лет этот дом среди окрестного населения назывался Голоулинским, и даже весь район до набережной Яузы - Голоулинкой.

Напротив, через Хлудовский переулок (сейчас Сыромятнический проезд, 6), находится целый комплекс благотворительных учреждений, связанных с именем Герасима Ивановича Хлудова. Егорьевские крестьяне Хлудовы были ткачами-кустарями, вся семья отличалась умом, предприимчивостью, сметкой и огромным трудолюбием. После кончины основателя дела Ивана Ивановича, сыновьям досталось 200 тысяч рублей, которые они пустили для расширения производства. Вскоре они смогли завести торговлю в Москве, а в 1847 году начали постройку бумагопрядильной фабрики в Егорьевске, которая стала одной из самых больших в Подмосковье.

Вместе с братом Алексеем Герасим Хлудов управлял мануфактурой и стал одним из самых богатых людей в России. В 1865 году Хлудовы учредили контору в Ливерпуле, где закупали сырье и паровые машины, просуществовавшую более сорока лет. В 1874-м они организовали "Товарищество на паях" с капиталом 3 млн. рублей, причем пайщиками были только сами хозяева и их родственники. Рабочий день на фабрике продолжался для взрослых 14 часов, для детей 9. Делом о беззакониях на хлудовской мануфактуре занимался в конце пятидесятых годов М.Е. Салтыков-Щедрин. С другой стороны, кровососы Хлудовы были известны как благотворители и меценаты. Как и Кокорев, Герасим Хлудов собирал картины - в его собрании находилась "Разборчивая невеста" Федотова, работы Перова, Айвазовского, Брюллова.

После ранней смерти единственного сына Павла Хлудов пожертвовал несколько сот тысяч рублей и специально купленный огромный участок земли в Сыромятниках для строительства благотворительного Дома призрения бедных. После смерти Хлудова в 1885-м Купеческое общество на завещанный им капитал стало строить по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга большое здание приюта с домовой церковью. Он был открыт 8 мая 1888 года. В то время там поместили 50 женщин и 30 мужчин, а в 87 бесплатных квартирах 150 вдов с сиротами.

Дочери Хлудова также не остались в стороне от благотворительной застройки Сыромятников: Александра Найденова пожертвовала средства на строительство корпуса бесплатных квартир, Любовь Вострякова на бесплатное народное училище, Прасковья Прохорова на отделение слабых и одержимых недугами, а также на бесплатное женское ремесленное училище и еще один корпус бесплатных квартир (автором некоторых из зданий был знаменитый Лев Кекушев). В советское время Сыромятники - большая промзона и привокзальный, трущобный район.

Вадим Алексеев
Журнал artBest-seller

Герберт Моралес о Сыромятниках

Район Сыромятники - это контрастная среда, утопичная зона, тихой грёзой отмечающая своё существование в извилинах столицы. Уникальность данного места изначально заложена в её месторасположении. Сыромятники удивительное место. 7 минут пешком от шума садового кольца, блеска Атриума и грязи вокзала, 7 минут это именно та единица времени, которая требуется для того, чтобы отойти от городской суеты, пройти под аркой меченного графитчиками моста и вступить ногой на 4-й Сыромятнический переулок.

Просто так в наш закрытый район не попадёшь. Нужна твёрдая и ясная установка, ведь спускаясь от Садового кольца вниз по Большой Сыромятнической улице не всякому придёт в голову мысль завернуть влево, под мост. Здесь, с одной стороны, стоит кафе Гладиатор, излюбленное место сбора армянской диаспоры, а с другой стороны служба Милосердие осуществляет другого вида кафе, для бездомных и малоимущих. А что же мост? Более грязного прохода в Москве найти трудно, тем более учитывая его центровое месторасположение, и я, улыбаясь, мечтаю, что как-нибудь здесь пройдёт сам Лужков со своей свитой.

Но прежде чем разглашать щекотливые интимности района, хочется ввести малую историческую справку. Москва была центром ремесленного производства: ведь, как правило, город начинался с того, что вокруг крепости, под защитой ее стен, начинал селиться ремесленный, а также торговый народ. Ремесленники были одной из самых главных составных частей городского населения, а что касается кожевенников, то их ремесло вообще было одним из старейших - кожа еще до приручения животных, до развития скотоводства была важнейшим продуктом, насущно необходимым для повседневной жизни человека.

В Москве кожевенники расселялись в нескольких местах: так, в Замоскворечье, на правом берегу Москвы-реки, поселились, в основном, овчинники, а на правом берегу реки Яузы - сыромятники (шорники), давшие название этой местности. Следовательно, этот тихий район весь пропитан производительными жилами, и темперамент местности является весьма специфичным, а жизнь здесь протекает по своим, заводским, меркам. Что это за мерки? Прежде всего, это то движение, созданное людьми. Поток планктона бьёт ключом в ранние, утренние часы, когда заводы зовут своих подопечных. Они суетятся, серыми шеренгами подплетаясь к и скрываясь в заводских стенах, кои и служат им прикрытием до выпускного, приблизительного 17-го, часа дня. Следовательно, есть в Сыромятниках и свой микроклимат. Дух пролетариата здесь силен, и время кажется застывшим. В будние дни в Сыромятниках слишком много машин, которые с трудом разъезжаются с трамваями, но когда заканчивается суета, и все разъезжаются по своим домам, можно почувствовать ментальность этого чудного района.

Здесь живут приятные люди, и складывается впечатление, что это позитивное гетто Мятные сыры. Местная молодёжь дружная и все обожают свой район, такой тихий и родной. У нас мало жилых домов - парочка сталинских и парочка хрущёвок, а вокруг очень крутые заводы да конторы. В нашем доме, построенном в двадцатых годах и достроенном в шестидесятом, до сих пор в основном живут те, кто работал на заводе Плутон (название сверх серьёзное). Поэтому у нас порядок. Жители устраивают общие праздники во дворе, собрания по поводу, например, того, что какая-то важная контора хочет закрыть наш удобный проходной двор, и все жители дружно подписывают листовки, заботясь о том, как бы подольше сохранить свою самобытность. В нашем подъезде вся молодёжь любит Джа, и мы счастливы, что в нашем позитивном отстранении нас никто не беспокоит, даже милицейские машины, патрулирующие район ночью, отчётливо знают, кого трогать стоит, а кого нет. Забавно совпало, что в наш дом поселился Лимонов, однако его никто не любит, а встречая его с охранниками, я, естественно, улыбаюсь и здороваюсь. Он улыбается в ответ и говорит - привет сосед. Встреча в историческом районе исторических людей!

Магазин продовольствия в Сыромятниках - знатный. В то время, как в Москве всё больше и больше появляются европейского образца супермаркеты, главным действующим продуктовым магазином в Сыромятниках является система старого, уже почти вымирающего образца. Построенный ещё при Иосифе, он отображает своими 5 метровыми потолками и шикарными соцреалистическими люстрами свою уверенность во все века. Правила социализма в нём действуют и сейчас, то есть нужно ходить по отделам, запоминать, а потом становиться в очередь в кассу и не стушевываться, если забыл какие-то цифры. Люди в нём работают приветливые и добродушные, и всегда очень рады моему пёсику.

Говорят, что в прошлом веке в Сыромятниках селились слепые, потому что только здесь располагалась единственная в Москве церковь для слепых. Купол сохранился по сей день и его видно за стеной завода. Ещё мне рассказывали, что на крыше дома, в котором находится продмаг, во время войны стояли зенитные орудия и отстреливали вражескую авиацию фрицов. После войны у нас во дворе была модная танцевальная площадка, однако все жители постоянно всматривались в потенциальных шпионов. Кому-то не повезло, и его глазные яблоки две недели висели на колючей проволке Плутона.

Я с детства люблю заводить разных тварей и сейчас у нас неплохой зоопарк, состоящий из сфинкс-дамбо-рекс крыс, красноухих черепах, шпорцевых лягушек, краснохвостого удава и моего любимого пса - Мажoра де Моралес. Он представитель редчайшей породы Пекитой, так как мама его Пекинес, а папа Той Терьер. Мажор удачный метис, это нас с ним объединяет, как и взаимная любовь к пению. Мне кажется, что гордостью района является набережная речки Яузы, где ощущается необычность Москвы в своей похожести на речку Мойку в Санкт-Петербурге. Именно здесь я больше всего люблю гулять с Мажором. Есть на набережной загадочный водопад, личный Niagra Falls Сыромятников. Мой Арбат-водопад! О нём мало кто знает, и сюда приятно приходить помедитировать над звуком падающий вниз воды. Если идти дальше водопада, вдоль реки, то пройдя метров 200 утыкаешься в голубой, так называемый, таможенный мост. Стоя на нём, можно смотреть на противоположный ж.д. мост, построенный аж в 1860 году и, всматриваясь в эллипсы, загадывать желания при встречающихся поездах и думать о том, как клёво было бы лежать в ямке посреди путей и кайфовать от проезжающих сверху поездов!

Когда проходят сильные ливни и земля вдоль набережной расступается, из неё выходят древние предметы. Мы с Мажором их вытягиваем и складируем под кустиком, известным под кодовым названием - Музей под открытым небом. Это место недалеко от нашего водопада. Здесь утварь столетней давности - ухват, детали печей, подковы. Как-то пришли навестить музей, а вокруг из-под земли распевные вопли - Не трожъ камни, мы святые! Мне стало не по себе, но мой Мажор быстро отвлёк моё внимание…

Правда, когда мы поднимались на Земляной Вал, я неожиданно вспомнил, что в давние времена царя Ивана, не совсем ещё Грозного, состоялся страшный пожар в Москве. На Арбате перед храмом молился обнажённый Василий Блаженный и рыдал так, что слёзы дождём разлетались в разные стороны. Народ занервничал и даже царь, хотя до этого известия он развлекался живописью красным вином по обнажённым телам псарей. Они пришли просить у царя защиты от издевательств господ. Когда пришло известие, Иван развлекался фаер-шоу, поджигая церковными свечами неухоженные бороды псарей (кинологов). В Москве появился странный ветерок. Блаженный рыдал и молился на деревянный храм на Арбате. Там упала свечка и от неё начался пожар, и церковь сгорела быстрее свечки. Ветер аккуратно донёс огонь к ближайшим домам, несмотря на людей, которые чем больше с ним боролись, тем больше мгновенно всё теряли. Зефир играл и планомерно сжигал Москву вместе с Кремлем. Огонь начал своё путешествие на Арбате, а справиться с ним смогли лишь на Воронцовом поле, и то только потому, что подоспели кожевенники с Сыромятников, и страшный пожар был потушен.

Вот какие люди живут в Сыромятниках!

Герберт Моралес

современное искусство

Previous post Next post
Up