Князь Михаил Черниговский и Саратов. Что их объединяет...

Jul 07, 2011 19:07

Михаи́л Все́володович (известный также, как Михаи́л Черни́говский, 1179-1245) - князь Переяславский , Новгородский , Черниговский , Галицкий , Великий князь Киевский . Сын Всеволода Чермного и дочери польского князя Казимира II. Причислен к лику святых на Соборе 1547 года.

Как же он может быть связан с Саратовом, который был основан на 345 лет позднее гибели князя?

Известна яркая личность князя Михаила Всеволодича, в 20-40 гг. XIII в. развернувшего бурную политическую деятельность, тем, что это единственный из русских князей отказался в Орде поклониться "кусту" и казненного по приказу Батыя.

О том, как это произошло, рассказывает "Сказание об убиении в Орде князя Михаила и боярина его Федора" - Житие святых мучеников за веру, первые редакции которого появились уже в первые десятилетия после смерти святых. Сохранился также рассказ францисканского монаха итальянца Плано Карпини, побывавшего в ставке Батыя вскоре после гибели русского князя и сообщившего некоторые подробности о случившейся трагедии.

Хан Батый требовал от русских князей являться к нему с поклоном и получать из его рук особую грамоту (ярлык) на владение тем или иным городом. По обычаю, принятому у татар, когда князья русские являлись к Батыю, их сначала проводили между огнями. для очищения, и требовали, чтобы пришедшие поклонились "кусту, и огню, и идолам их". Только после этого князей вели к хану. Все князья с боярами проходили сквозь огонь, надеясь получить из рук Батыя города, в которых они княжили. И хан давал им тот город, о котором они просили.

И вот пришло время и князю Михаилу отправиться в Орду. Перед поездкой он пришел к своему духовнику. И так сказал князю его духовный отец: "Если хочешь ехать, княже, не уподобляйся другим князьям: не проходи сквозь огни, не поклоняйся ни кусту, ни идолам их, ни пищи от них не принимай, ни питья их в уста не бери, но исповедуй веру христианскую, ибо не подобает христианам поклоняться твари, но только единому Господу нашему Иисусу Христу". И князь Михаил обещал ему исполнить все это. И боярин его Федор, который всегда был при князе в советниках, также пообещал. На том духовный отец благословил их.

В 1245 году князь Михаил с боярином Федором приехали в ставку Батыя. Вместе с князем был и его внук, юный ростовский князь Борис Василькович (сын его дочери Марии). Когда Батыю доложили, что прибыл к нему русский князь, рассказывает Сказание, хан повелел своим жрецам сотворить все по обычаю их. Жрецы привели князя и боярина к огням и повелели им пройти сквозь они и поклониться идолам. Однако князь решительно отказался сделать это. (По рассказу Плано Карпини, Михаил все же прошел сквозь огни, но когда от него потребовали поклониться "на полдень (то есть на юг) Чингисхану", отвечал, что скорее примет смерть, чем поклонится изображению мертвого человека.) Об отказе русского князя выполнить требование татар доложили Батыю, и тот пришел в великий гнев. Хан послал к Михаилу знатного татарина Елдегу с такими словами: "Почто не исполняешь моего повеления, богам моим не кланяешься? Теперь сам выбирай: жизнь или смерть. Если исполнишь повеление мое, то жив будешь и княжение получишь. Если же не поклонишься кусту, солнцу и идолам, то злою смертью умрешь" Михаил же ответил отказом. После этого сказал ему Елдега: "Знай, Михаил, что ты уже мертв".

Внук святого Михаила князь Борис стал говорить своему деду с плачем: "Господин, поклонись, сотвори волю цареву". И все бояре Борисовы, бывшие с ним, начали уговаривать князя. Михаил же отвечал им: "Не хочу только по имени называться христианином, а поступать по-язычески". Боярин же его Федор, опасаясь, как бы не поддался князь на уговоры, напомнил ему наставления духовного отца их. На том месте находилось множество людей, как христиан, так и язычников, и все они слышали, что отвечал князь посланцу хана. Все сказали Михаилу: "Княже, вот уже идут убивать вас. Поклонитесь и живыми останетесь!" Не послушали их князь Михаил и боярин Федор. В итоге за отказ от поклонения по приказу Батыя князь, а чуть позднее и боярин были казнены. Тела обоих мучеников были брошены на съедение псам, но те их не тронули. Некоторое время тела пролежали нетленными, только спустя несколько дней христианам удалось похоронить князя и боярина. Затем, уже гораздо позднее, их останки перенесли в Чернигов.

Так вот к чему я всё это рассказал: существует достаточно достоверная и подкреплённая летописями версия, что всё это произошло в 20 сентября 1245 года в городе Увек (Укек), который сейчас является окраиной Саратова. Тогда в районе Увека существовала обитель, чуть позднее принадлежащая Сарайско-Подонской епископии, учрежденной в пределах Ордынских властителей в 1261 году Великим Князем Александром Невским  Считалась она самой древней обителью по южному Поволжью и крайнею к татарской столице Сараю. Время основания обители неизвестно. В ту обитель препровождались тела убитых и замученных в Сарае русских князей, бояр и вообще христиан.

Именно там и был вначале похоронен князь Михаи́л Черни́говский. В своё время на Увеке была найдена печать с именем Михаиля, князя Черниговского. По рассказам саратовских старожилов, в доме П.Г. Бойчевского - присяжного, проживавшего в Саратове на углу улиц Московской и Ильинской (ныне Чапаева) имелась могильная плита, служившая порогом в баньке. Рассказывали, что одно время она стояла на могиле князя Михаи́ла Черни́говского и на ней было высечено его имя. По другой версии считалось, что могильная плита была привезена П.Г. Бойчевским с Увека, обтёсана и приспособлена под могильный памятник для его сына. Всё это дало право предположить, что погиб князь на Увеке и был какое-то время там захоронен.

Позднее на этом месте была поставлена каменная часовня, затем был основан Четырёхсвятский мужской монастырь сгоревший в 1693 году до основания. Позднее там была поставлена церковь во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Также там был хутор Спасо-Преображенского монастыря. В 1793 году и он сгорел.

А что касается князя, то в 1572 останки Михаила Черниговского после его прославления были перенесены из Чернигова в Москву. В 1772 его мощи помещены в серебряную раку в Архангельском соборе. В 1812 во время нашествия Наполеона серебряная рака была похищена и впоследствии заменена бронзовой.

P.S. Есть ещё версия, что там же был в 1318 году временно захоронен князь Михаил Тверской, но особых доказательств этого я не нашёл….

Князь Михаил Черниговский в Орде (Михеев А.Г.)

Previous post Next post
Up