Это последняя часть нашего путешествия в которой наступит действительно самый страшный день в нашей жизни. Про восхождение на высочайшую вершину Полярного Урала хотелось бы сказать вкратце: взошли, было трудно, но очень красиво; и не рассказывать какие мы идиоты и как мы чуть не погибли. Однако, я считаю, что умалчивать подробности о своих глупостях - это грех.
Предыстория:
1-ая часть,
2-ая часть.27 августа 2012 года
Встали в 4 утра. Позавтракали и в 5:20 с рассветом вышли налегке на восхождение. У нас мой кофр с фотиком и рюкзак Баск Лайт с обедом, который мы оставим у подножья, спутниковым телефоном и тёплой одеждой.
Ущелье представляет собой цепочку красивенных озёр, соединённых рекой Лекхойла. Местами она медленно течёт между плоских камней, по которым можно долго идти, вид похож на японский сад камней.
Оставили обед у предпоследнего озера с чёрной водой. Чёрной она казалась потому, что на скалы правого берега светило солнце, а на воду нет. И скалы очень красиво отражались в неподвижной глади воды.
Далее следовал подъём к последнему кару с озером, в котором плавали айсберги и к которому спускались огромные снежники. Александров писал про глыбы льда, и может быть, это те же самые, не растаявшие с 89-ого года? Лёд и снег отражают свет, и вода кажется голубой. Удивительное озеро, другой мир.
ЮВ склон Пайера
Мы поднялись по гигантскому курумнику на седловину, разделявшую долины Лекхойлы и ручья Хороташор. Сюда мы планировали подняться с рюкзаками 6 дней назад. Камни реально огромные, хотя издалека кажутся мелкой сыпухой. Я задержался, фотографируя, а Лёха вырвался вперёд и казалось, что он уменьшился.
Справа долина Лекхойлы, слева ручья Хороташор
По этой долине мы шли сегодня
У этих озер нас замело снегом на 6-ой день.
Склон Пайера довольно скоро превратился в острый гребень, по которому лезть откровенно страшно. Александров уделил гребню несколько строк, и они получились достаточно романтичными. Когда мы дошли до острых плит, обрывающихся в бездну, от романтики не осталось и следа. Один за одним вставали перед нами мегалитические строения, перелезать через которые приходилось с колотящимся сердцем. От адреналина не чувствовалась усталость. Александров пишет, что вершина долго не появлялась. У нас она не появлялась вечность! Несмотря на то, что я и Саша знали высоту (я по gps, он по высотомеру на часах) и что до вершины ещё добрых 200 метров, сто раз казалось, что ну вот всё, должна быть вершина.
В какой-то момент хотелось плюнуть на вершину и убежать домой. Успокаивать себя приходилось тем, что уже было очень страшно и что страшней уже не будет. Но потом было еще страшней! А ведь мы хотели сюда залезть с рюкзаками! Никто из форумчан Скитальца не написал, что это аццкое скалолазание! Мы диву давались на Александрова, ведь он добежал по долине, сбегал на гору и вернулся в лагерь за 8 часов, а мы только залезли почти за 9!
Вершина - большое ровное плато со снегом и камнями. Сняли записку от 12 августа, оставили свою. Ветра почти нет, облака высоко. Я отснял момент водружения флага Оливье и немного панорам, и пора было возвращаться.
12 августа 2012 г. 13:10 группа туристов СДЮТиЭ г. Истра (Московская обл) в составе 9 человек сняла записку группы из 3 человек (Андреев АС 68лет, Бяншев ЮС 62 года, Дымов ИН 69лет) г. Стерлитамак (Башкирия) от 7 августа 12 года. Над вершиной облоко, видимость 60 м. Ветер слабый переменный. Желаем удачного спуска.
Вид на озеро Кечпельто
Вид на отроги, которые только кажуться очень ровными.
Вид на реку Хорота
Первое озеро в долине Лекхойлы.
Долина Хороташора
Вид на Восток
Вид на Запад
Хороташор и Лекхойла.
Вид на ЮГ
Эта фотография могла бы быть последней в моей жизни. Далее несколько часов мне было не до фотографирования.
Антон предложил спускаться не по гребню, а диагоналями по стенке, типа так получится более полого. И действительно, первое время было достаточно удобно, но потом начался сущий ад. И логично, ведь это стенка кара! Нам попадались труднопроходимые спуски, ручьи и осыпки. Я мысленно благодарил жену за то, что она сводила меня на пару занятий по скалолазанию. Я вспомнил каждое слово инструктора.
В итоге я шёл последним и всех потерял. Потом увидел Лёху. Он сказал, чтоб я сюда не шёл, т.к. тут очень скользко и обрывы. Я прошёл снизу, посвистел Лёхе, и он смог спуститься ко мне. Потом мы доползли до снежника и увидели следы съехавшего человека или двух, а так же Тоху с Сашей внизу. Мы показали Тохе дайверскими знаками: можно ли тут спуститься? Он сказал "можно". Я сказал, что как-то страшновато. Он ответил, что страшновато, но нормально. Правда, у него своя версия диалога, и он не думал, что мы такие идиоты и спрашиваем его о спуске. Ещё мы увидели на середине склона Сашину палку и решили, что круто будет палку-то подобрать. Я стартовал первым. Сел на попу, проверил, как оттормаживается пятками - вроде ничего. Взял в руки острые камни и ими впился в плотный снег. Держусь. Ладно, поеду аккуратно. Спереди рюкзак, сбоку фотосумка. Почти сразу потерял управление, пролетел мимо сашиной палки. От пяток летел в лицо нереальный поток снежных брызг, закрывая обзор. Навигатор зафиксировал 24 км/час, или 7 метров в секунду.
В конце спуска снег превратился в лёд, тормозить перестало получаться совсем и стало очевидным, что тёплая встреча с камнями неизбежна. Я отпустил камни, которыми пытался тормозить, и защитил руками лицо. Ноги врезались в камни. Согнутые слегка в коленях, они снизили скорость, тем не менее меня оторвало ото льда, и дальше я полетел рыбкой в камни. Каким-то чудом мне удалось сделать кувырок (с рюкзаком на груди), смягчив тем самым удар. Во время кувырка было ощущение, что правое плечо вывернулось наизнанку и ввернулось обратно (именно правое, хотя болело потом больше левое). Было оооочень страшно, но совсем не больно. Я осознал, что я жив и могу видеть, и я благодарил Бога за это. Потом пошевелил плечом, и оно оказалось в порядке. Я был искренне счастлив. На ладонях на перчатках я увидел просачивающуюся кровь и подумал, что ладони разбиты всмятку (но это оказалась лишь железная пыль со снежника). Я попытался пошевелить ногами, и вначале это не удалось. Я не очень расстроился, но ноги вдруг ответили и ожили. Это казалось мне даже слишком щедрым подарком. Я встал, показал вниз Ок, посмотрел наверх и, не увидев там Лёхи, решил, что он уж точно теперь не поедет и пойдёт в обход, надел рюкзак и быстро пошёл вниз к ребятам, пока, как я думал, нахожусь под шоком и могу идти. Потом я подумал, сколько же Лёхе обходить, и посмотрел назад на гору. Снежник покрывал всю стену почти до гребня. Вдруг я увидел Лёху на снежнике, зависшего чуть ниже края. Я замахал и закричал, чтоб он вернулся, но он не слышал и вряд ли мог уже подняться обратно.
Он сползал рывками, останавливая себя палками, но на середине снег уплотнился, и он не смог воткнуть палку и начал набирать скорость. Он ехал на животе и не имел возможности сгруппироваться. Я бросился ловить его, но не успел, да и толку от меня было бы мало. Лёха врезался ногами в камни достаточно мягко, без кувырков, поцарапавшись лишь в локтях и коленях и разодрав слегка одежду. Удивляясь, как мы не разбились, мы спустились к парням. Оказалось, Антон не съезжал, а обошёл по краю снежника, что было тоже сильно стрёмно. Саша же съехал на подпопнике, оттормозился ногами об валун, который отлетел на 5 метров, и отделался только потерей палки (вообще-то он потерял обе палки во время спуска, но одна съехала к нему).
Это мои первые фотографии после спуска
Мы шли и обсуждали эту историю, надеясь, что она послужит нам хорошим уроком.
Мы оказались у верхнего озера со стороны кара и обошли его справа. У второго озера пообедали и попытались выйти на связь. Солнечная батарея не работала. Мы подумали, что не хватает света, ведь было уже 8 вечера. Управившись с обедом, отправились в лагерь. По темноте идти неудобно. По навигатору я выводил напрямую к палатке. Шёл и думал, как бы мы её искали с компасом и картой?
Дошли к часу ночи. Лёха обработал все наши раны, Тоха сделал ужин.
P.S. Пока шли, один раз повеяло холодным ветром с запахом, как показалось, животных. Наутро увидели у дальнего холма стадо оленей.
28 августа.
Встали поздно, вышли ещё позже. Хотели подойти к оленям, но они уже ушли в другую сторону. Нам попадалось много следов деятельности геологов: целые базы с туалетами М и Ж. У солнечной батареи оборвался провод. Лёха нашёл место разрыва, мы вскрыли и, удерживая провода, смогли позвонить Зое и сообщить, что всё в порядке. Перейдя Малую Харматалоу, встали в укромном месте, и только поставили палатку, ливанул дождь. Его не было 5 дней, и кончился он быстро.
29 августа.
Пошли дальше. Я постоянно смотрю по навигатору расстояния и обнаруживаю, что до станции Полярный Урал 43 км по прямой, а до Харпа - 45. Ещё я вспомнил, что 30-ого из Харпа должен был идти вездеход на Пятиречье. Саша сказал, что хорошо бы нам было прыгнуть на этот вездеход, и тогда он бы успел 31-ого на самолет из Салехарда и 1 сентября смог бы отвести дочку в 1-ый клас. Мы связались с Зоей и попросили узнать насчёт завтрашнего вездехода, а сами, подумав, пошли в сторону Харпа, т.к. он по любому удобней ПУ: есть такси в Лабытнанги, можно словить попутный вездеход, идти по дороге и без перевалов.
Только мы вышли на дорогу и перешли опять Малую Харматалоу, встретили вездеход. Ребята забрасывались на Лахорту, чтоб сплавиться в Обь. Они угостили нас можжевеловкой и свежим хлебом. Один из них подарил своё стихотворение про Манарагу. Вездеходчик сказал, что обратно поедет завтра, и если мы ещё не доберемся, подхватит нас. Сказал, что по дороге ещё 50 км.
Мы прошли ещё около 15 км и всего 28 за сегодня. Дорога шла порой по реке, например, Малой Харматалоу. Течение не сильное, вода выше колена. Под можжевеловкой идётся легко и весело. Потом дорога спустилась в болото, и мы шли в грязи по колено, но под грязью чувствовали камни. Так мы наконец-то испачкались. В реке Большая Харматалоу помыли штаны, но потом опять испачкались. На ночлег встали на берегу Степ-рузи. Опять помыли штаны и ботинки, в которые набилась грязь. Солнечная батарея опять не работает. Завтра подъём в 5:30.
30 августа.
Встал в 5 и пошёл собирать чернику для овсяной каши. Было темно, и я с трудом нашёл одну ягодку. Взял фонарик, и дело пошло веселей. В 5:30 все быстро встали, но вышли всё равно в 7:30, что всё ж неплохо.
По вездеходке идти порой не очень легко, но быстро. На обеде нашли второй оборвавшийся провод и смогли позвонить Зое. Она сказала, что вездеход на сегодня отменился, но нас смогут забрать за 25000 рублей. Но мы были уже в 25 км от Харпа и решили дойти сами.
Начали натираться новые мозоли. Реки стали менее бурными, глубокими, выше колена. Дорога грязная, вездеходы распахали её порой шириной в МКАД. Очень красива река Енга-ю. Она течёт в скалистом ущелье, которое к броду выполаживается.
У брода табличка, что мы вышли из Уральского Полярного биозаказника и входить туда было нельзя. На берегу пара отремонтированных балков с пластиковыми окнами, мангалом, дровами и т.п.
В один момент мы поднялись на холм, с которого увидели посёлок. По прямой значилось 15 км, но Саша поймал сотовую сеть, и мы позвонили в такси. Оказалось, что они не могут переезжать через Собь. Договорились созвониться, когда подойдём к мосту.
У ручья Кердоманшор мы услышали шум машин и увидели автомобильный мост через ручей. Я ещё раз позвонил в такси, и мне сказали, что это дорога к месторождению, к Мордору, которое мы видели во 2-ой день. По этой грейдерной дороге ездят КрАЗы, и гражданских через мост не пускают. Пошли по ней.
Ручей Кердоманшор
Водители проезжавших навстречу КрАЗов машут приветственно руками, бибикают нам радостно. Один даже выпустил руль от счастья, съехал с наезженной колеи и окатил нас брызгами грязи. У меня левая нога натёрлась так, что опухла и болела, каждый шаг давался с трудом. Дорога привела к какому-то мрачному заводу и через пару поворотов вывела к реке Собь. Мост перегорожен шлагбаумом, но кажется, что тут пропустят любого за недорого. Саша сказал, что в ЯНАО машинам нельзя выезжать в тундру без разрешения, но водитель такси, он же хозяин, Игорь сказал, что за этим никто не следит и все смело едут вброд через реку.
Такси приехало через 5 минут. Только мы успели сложить палки. За сегодня прошли 43 километра и всего 288, не считая пары раз, когда у меня выключался навигатор. Нас вёз сам хозяин такси на джипе. Мы заехали на вокзал, потом в кафе. Касса была закрыта, и билеты купить не удалось. Зато удалось договориться о ночёвке в вагоне за 400 руб. с человека. В прошлом году было 300, но и поезд в этот раз круче: мы попали на "Полярную стрелу".
В кафе мы съели по 2 порции жареной картошки с котлетами и шашлыком и много-много хлеба.
Утром Саша отправился в Салехард в аэропорт и благополучно улетел в Новый Уренгой, мы купили билеты в тот же вагон и поехали в Москву. Удивительно, что в поезде почти не было туристов, зато битком вахтенных рабочих. Они рассказывали нам баечки и удивлялись, какой нормальный человек поедет отдыхать на Полярный Урал. Мы проезжали по долине Соби, станцию Полярный Урал, с которой стартовали 2 недели назад. Видели рыбаков на реке Кожим, куда я мечтал дойти. Полярный Урал прощался с нами хорошей погодой и звал вернуться опять.
В итоге мы прошли расстояние, которое я планировал в самом начале разработки маршрута (это Транс-Урал по прямой) за то время, которое я и отводил. Грубо говоря, 150 км в неделю по Уральским горам проходить вполне реально не сильно напрягаясь. Мы удостоверились, что такие путешествия можно делать достаточно комфортными. Тоха потерял за путешествие 5 кг веса и 5% жира, но восстановился за неделю, Лёха потерял 1кг и 1% жира, мой вес не изменился, Сашин неизвестно. То, что мы не голодали и не сильно уставали, говорит о том, что еду мы продумали достаточно грамотно, даже с запасом (читайте подробно в техническом отчёте). Мы хорошо сработались в походе, однако я не могу сказать, что мы стали больше общаться после него: с Лёхой и Тохой мы и так общались плотно (по дайверским делам да и просто живем рядом), а с Сашей только созвонились, как кто добрался, и всё. Он даже фотки от меня не требует (вероятно, потому, что он в соц. сетях не зарегистрирован и потому что он сильно занят работой и семьёй). Лёха сказал, что его очень зацепили горы, что даже смотря фильмы про альпинистов, он начал неожиданно бурно переживать героям. У меня не проходит и дня без мысли о Транс-Урале. Думаю о маршруте, о снаряжении, о подготовке.
Ещё до маршрута Зоя брала у нас интервью и спрашивала: "Правда ли, что путешествия -как наркотик, один раз попробуешь и не сможешь остановиться?" Сейчас мне кажется, что действительно, похоже. Я страдаю без путешествий, думаю о новой «дозе», трачу свободные деньги и время. Различие в том, что наркотики разрушают личность, а путешествия её обогащают.