Всё могут короли

Oct 01, 2018 01:52


Принято считать, будто воспитание детей на советской мультипликации - залог формирования здоровой психики. Считаю, что это далеко не всегда так и к некоторым мультфильмам нужно подходить крайне критично. Впрочем, это в первую очередь относится к сказкам, по которым создавались эти мульты, если они создавались по сказкам. Иногда советским мультипликаторам неплохо удавалось адаптировать сказку, потерявшую актуальность, а иногда всё совсем печально.

Вот, например, "Капризная принцесса" 1969 г. по сказке братьев Гримм "Король Дроздобород". Мульфильм с сюжетом, совсем немногим отличающимся от оригинала. После утреннего просмотра не могу отойти от мысли, что и мультфильм, и сама сказка - материал минимум для студентов культурологов и литературоведов, но никак не для формирующегося детского сознания.

image Click to view



Некоторые старые сказки, былины, да и вообще, любые произведения похожи на религию. Они возникают в определённое время в определённых обстоятельствах и представляют собой такой законсервированный сгусток смыслов конкретного временного отрезка. Далеко не всегда их морально-нравственный посыл оказывается актуальным на протяжении длительного времени, но почему-то продолжает без изменений передаваться из поколения в поколение, да ещё и в детском возрасте. Считаю это тёмной стороной искусства и культуры вообще.



Но вернёмся к "Капризной принцессе". В самом названии сразу задается персонаж, поведение которого должно зрителем восприниматься как капризное. Советские мультипликаторы ввели ещё дополнительного персонажа - шута, в чьи уста вложили саркастические шутки принцессы. То есть, если в сказке принцесса, не могущая просто так отказаться от замужества, хотя бы шутит сама, то в мультфильме и эту самостоятельную активность у неё отняли и передали третьему лицу.

Шут, как архетипный персонаж, обычно помогает в условиях лицемерия говорить правду и остаётся не предвзятым. Однако здесь шут, очевидно, выполняет поставленную королём задачу - в конце концов выбрать жениха. То есть он предвзят. Фактически, при видимом потакании принцессе, шут потакает королю, за что и получает пощёчину.

В любом случае, и в сказке, и в мультфильме, порицается именно принцесса. Даже в условиях, когда отсев за неё производит шут.

Отказ связывать свою жизнь с первым встречным, выбранным по внешним данным, оказывается достаточным основанием для того, чтобы считать принцессу капризной и высокомерной. Все те унижения, которым принцесса далее подвергается, и в сказке, и в мультфильме оправдываются тем, что происходит якобы её перевоспитание. Перевоспитание из "капризной" (проявляющей признаки собственной воли) в "нормальную" (безвольную). Так сказать, устраивают больший трэш, чтобы меньший казался на его фоне приемлемым. Чистейшей воды манипуляция.

Фактически, и отец-самодур, и молодой королевич начинают целенаправленное жестокое подавление воли принцессы за то, что она посмела одному противиться, а другому отказать. И если в сказке принцесса высмеяла королевича наряду со всеми, то в мультфильме, внешне идеальный королевич был оскорблён самим по себе отказом принцессы, т.к. шут признал его "годным".

Да, советские мультипликаторы изменили часть сюжета после насильной выдачи принцессы замуж. Добавлена целая череда событий, подтверждающих её "капризность" и неумение жить за пределами замка, что как бы неудивительно, т.к. родители возможности пережить подобный опыт ей не предоставляли. Но эти дополнения не меняют сути: ОТКАЗ - ПОВОД ДЛЯ НАСИЛИЯ. Отказала - будешь наказана, унижена, порицаема и всё прочее. Сложно переписать сказку, от начала и до конца навязывающую мерзкие двойные стандарты восприятия поведения людей.

Ни подлость короля, ни наглость и ложь королевича (или Дроздоборода в оригинале) не осуждаются вообще. Их характеры не меняются, они по задумке и так положительные герои (в мульте король с королевой склочные, но это как бы ничего страшного), куда уж лучше. И только насильно выданная замуж и подавленная принцесса - персонаж, якобы преображающийся из отрицательного в положительный. Ну не п***ц ли, товарищи?

Previous post Next post
Up