Дивногорье. Часть 2. (flackelf)

Sep 25, 2016 21:57

Оригинал взят у flackelf в Дивногорье. Часть 2.
1. Остановка электрички "142 км". Именно тут и расположен вход в природный заповедник "Дивногорье". Монастырь на одну остановку раньше, километрах в трех отсюда.
На вершину плато ведет металлическая лестница. Вход пока бесплатный. Платная только экскурсия в составе группы - 250 рублей с человека.
В данном случае это 142 километра от станции Валуйки, которая расположена у границы с Харьковской областью Украины.

2. Но прежде чем подниматься наверх, мы немного осмотрели то, что расположено внизу, у местного хутора.

3. Дивногорское подворье.
Этнографическая экспозиция - "Дивногорское подворье".
"В 2008 году для знакомства посетителей музея-заповедника с этнографическими музейными фондами было воссоздано «Подворье украинских переселенцев» - стилизованная усадьба характерная для русско-украинского пограничья. Из подлинных предметов можно увидеть прялки, рушники, красный уголок с иконами и домотканые половики."

5. Дальше уже начинался собственно хутор Дивногорье, жители которого как могут зарабатывают на туристах.

6. Тут тоже стояли небольшие меловые столбы - Дивы.

7. Наконец пошли наверх по металлической лестнице.
Прошел ЧМЭ3 с несколькими вагонами, гружеными меловой породой. Ожидал, что сейчас пойдут тяжелые грузовые составы под ВЛ80С, но их все не было и не было. Примерно часа два. Я уже расстроился и подумал, что движение тут слабое и ждать нечего.
А какие снимки поездов могли бы выйти с высоты!

8. Показался Дон.

9. Пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Ранеее принадлежала Дивногорскому монастырю, а сейчас относится к музею-заповеднику.
Зайти внутрь можно только в составе группы с экскурсоводом.

10. "По преданию, пещерная церковь в Больших Дивах была вырыта основателями Дивногорского монастыря, которые принесли сюда икону «Сицилийская Божия Матерь». Икона стала очень популярна в 1831 году, когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры. Только в 1856 году по указу Воронежской духовной консистории, здешние пещеры были переданы Дивногорскому монастырю. Уже позднее, в 1862 г., здесь на месте Владимирской церкви был устроен и освящен храм иконы «Сицилийской Божией Матери» Повторно его освящали в 1903 г. К концу 19 века вход в пещерный храм был торжественно оформлен - с крестом над высоким меловым столпом и киотом в барочном обрамлении, уцелевшем до наших дней."

12. Тут находится целое нагромождение меловых Див, которые стоят так сотни лет.

13. Можно встретить очень старые надписи.
Вот например некий человек написал в 1965 году, за год моего рождения. Его уже наверное и в живых нет.

14. Но более всего меня потрясла надпись от 1 октября 1941 года. В 1941 году немцы сюда не дошли, дошли только летом следующего года и прямо по Дону в этих местах установилась линия фронта. Фронт тут полгода держали то-ли венгры, то-ли итальянцы, но не немцы.
Зимой 1943 года, эти армии союзниц Германии, были наголову разбиты Красной армией на Среднем Дону.

15. Река Тихая Сосна.

16. Луг, река Дон и железная дорога Лиски - Валуйки.

19. Поднимаемся еще выше, на высоту 180 метров.

20. По зеленому лугу змейкой извивается река Тихая Сосна, текущая со стороны города Острогожск

21. Отличнейший вид окрывается на много километров вперед. Сколько видно - бесконечные луга, перелески, пойменные озера и меловые горы Донской гряды.

22. Железная дорога делает красивый поворот около хутора под названием Дивногорье. Население хутора - чуть более 300 человек.
А движенья по железке всё нет. Я окончательно расстроился, несмотря на потрясающие виды.
Мне сказали - "ради чего ты сюда приехал, ради этих видов и меловых гор, или ради железной дороги?" Хороший вопрос, на который было трудно ответить однозначно.

23. Так называемая  - "Царёва Лука".
"Живописный изгиб реки Дон, являющийся памятником природы. По преданию отсюда Пётр I дал пушечный залп в честь понравившегося ему места (Дивногорья)"

24. На фарватере Дона на лодках стоят рыбаки. Наверное действительно красивый вид с реки открывается на это меловое плато.

25. Хорошо тут. А воздух то какой!

26. Тропинка на самом краю обрыва.

27. Вид на север, в сторону Воронежа, до которого примерно 90 километров.

28. Более приближенный вид на русло Дона. Как раз видны две лодки с рыбаками.

29. Видна Нововоронежская АЭС, до которой примерно 50 километров. Фоткал маленьким фотоаппаратом, у которого хороший зум.

30. Овраг.

31. Самым известным животным является гадюка степная. Все их боялись, но кажется никто так и не увидел.

32. В заповеднике оборудуются экспозиции. Обустраиваются дорожки, ставятся указатели.
30 лет назад это место было практически диким и известным в основном только местным жителям.

33. Очень живописный каньон в меловой породе.

34. Пошли по этой меловой дороге в сторону монастыря, рассчитывая спуститься к жд платформе прямо возле него.

35. Но немного промахнулись, потому что свернули вот на эту дорогу. Указателей тут уже не было.

36. Я такой ландшафт видел впервые.
Сбылась моя мечта, по крайней мере с 2011 года, посетил наконец это Дивногорье.

37. Соседнее плато.

38. К сожалению дорога эта вела не к монастырю, а к жд переезду.

39. И теперь в сторону монастыря пришлось идти пешком по шпалам, примерно километр.

40. А движение я таки поймал, правда в тот момент мы к сожалению находились внизу. Мы спустились, чтобы пообедать в кафе и тут я услышал звук приближающегося электровоза.
Потом прошло еще два грузовых и я не выдержал, вышел наконец к путям.

41. Тут я снял один на видео, которое было в предыдущем посту, а следующий сфотографировал.
Всего их прошло несколько пар. Все вагоны были РЖД.

43. А когда мы шли по шпалам к монастырю, движение снова прекратилось. Правда на путях шли ремонтные работы, возможно из-за этого.

44. Дивногорский Успенский монастырь.
К сожалению до электрички оставалось ровно полчаса и подниматься на гору с храмами и крестом времени уже не было.
На снимке вы видите колокольню, которую восстановили совсем недавно.

45. "Основан монастырь близ села Дивногорье в 1640 г. монахами, пришедшими на эту землю из Украины вместе с полком украинских казаков, спасавшихся от поляков. Но по преданию, скит основали в XII в. иноки Ксенофонт и Иоасаф - греки, выходцы с о-ва Сицилия. Оттуда ими был привезен образ Божией Матери, получивший в России наименование «Сицилийская». В 1924 г. монастырь закрыли. В 1997 г. монастырь возвращён Воронежской епархии."
Цитата из Викимапии.
Разве была в 17 веке "Украина"?

47. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. "Возведение собора началось в 1880 году и завершилось в 1886 году. в Начале 1950-х годов большая часть храма была разобрана на стройматериалы. Потребовалось несколько лет на возвращение былого облика собора после возвращения монастыря Церкви."

48. Пещерный храм во имя рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Жалко не успели мы туда подняться.

49. На самой вершине горы стоит поклонный крест, как и в Костомарово.

50. Церковь в честь Сицилийской иконы Божией Матери. Здание церкви, построенное в 1860 году, в 20 веке уцелело.

51. Ворота монастыря.

52. И два старых пассажирских вагона.
Предполагаю, что их использовали еще в 90-е годы для жилья, когда монастырь был в полуразрушенном состоянии.

53. Вот и прибыла наша электричка.

54. На этой линии очень оригинальные вокзальчики с островерхими крышами.
Это станция под названием - Откос.

55. Завод по разработке меловых пород.

56. Станция Крупенниково.

57. Мы снова у Лисок, перед мостами через Дон.

58. Немного виден речной порт.