Ко вчерашнему посту. Авария в 1979

Jan 11, 2024 12:00

Как это было в Советском Союзе. Причем по иронии судьбы тот же город, тот же район.


А под Новый год 1978-79 года в разгар развитого социализма, было тоже самое Морозы в СССР (1978-1979) Причем, эти морозы в Москве 25-30 градусов были всего 4 дня. С 30 декабря по 3 января. Коммунальные сети тогда были новыми, импортзамещённых электричек не был, запас прочности советской системы был максимальным.

Но взрывались трубы и останавливались электрички, и все это происходило намного бодрей, чем сейчас. Как пишет Буркина Никогда, понимаешь, в России зимы не было и вот опять

Москва
Из воспоминаний Виктора Моисеевича Липовских, работавшего в 1979 г. заместителем главного инженера теплосети «Мосэнерго»: «Зимой 1978-1979 гг. в Москве около двух недель подряд стояли нерасчётные температуры. Начиная с 25 декабря установилась температура ниже -30 оС с сильным ветром (расчётная температура для Москвы в 1979 г. была -25 оС. - Прим. ред.). Конечно же, начали возникать различные нештатные ситуации на ТЭЦ и у потребителей.

Первое - это запаривание двигателей на сетевых насосах и на дутьевых вентиляторах. Все они брали воздух из цеха, соответственно, если появлялся «неорганизованный ввод» наружного воздуха с низкой температурой в цех, то влага, содержавшаяся в относительно теплом воздухе помещения, конденсировалась в капли, и двигатели засасывали такой воздух. Конечно, от этого горели обмотки двигателей.

Второе - пиковые котлы, которые были установлены в г. Москве (а они открытого типа), оказались не приспособлены для работы в такие морозы. Начали появляться свищи, но котёл нельзя было останавливать, т.к. он сразу промерзал. И, как следствие, - температура в сетях не выдерживалась.

Третье - всё резервное топливо, которое было на станциях (мазут), было израсходовано за несколько дней. Газа не было совсем, т.к. «Мосэнерго» резко ограничили, фактически - газа не давали вовсе. Начали использовать солярку - все железнодорожные составы, шедшие через Москву с соляркой, - перехватывали. Но, если заливать солярку в мазутный бак, потом перекачивать ее по мазутопроводу, то все парафины, которые отложились на их поверхностях за время эксплуатации, растворятся и пойдут в котёл. Форсунки горелок начали забиваться, и тут же котлы потеряли мощность.

На ТЭЦ-21 нашли такой выход: там работали военные по 6 человек на каждую форсунку, одну форсунку вытаскивали на чистку, а вторую ставили на ее место, в результате, у них случился пожар (начало гореть топливо). Когда начала рушится кровля, пожарные потребовали от директора станции все обесточить, а это означало остановить сетевые насосы и прекратить всю циркуляцию, - такого допустить, конечно, было нельзя.

В результате вышеописанного, температура теплоносителя не выдерживалась. А что остается делать жителю в такой ситуации? - он включает всё, что только может: газовые конфорки и электронагревательные приборы. Соответственно, начали перегорать квартирные и подъездные пробки, тогда жители стали делать жучки, после чего начали гореть уже кабели. В результате на всех тепловых пунктах в новом тогда районе (Бибирево) все насосы встали, прекратилась циркуляция теплоносителя и были разморожены системы отопления. Жители вышли из домов и на улицах жгли костры, а также стали переезжать к родственникам.

Но, пострадал, конечно, не весь город. Устойчивей всех отработали ТЭЦ-23 и ТЭЦ-9, они держали температуру теплоносителя 115-120 оС, и в их зоне действия катаклизмов не было.

К счастью, на тепловых сетях «Мосэнерго» в этот период ни одного разрыва не было, так что тепловые сети прошли это испытание с честью».

Пожар на ТЭЦ-21. Ночью 3 января 1979 г. на ТЭЦ-21 произошел разрыв задвижки на байпасной линии мазутного регулирующего клапана, мазут и дизельное топливо, разогретые до 140 оС, под давлением 30 атм. хлынули на работающий раскаленный котёл № 2. Весь обслуживающий персонал станции покинул здание из-за явной угрозы.

Подачу мазута остановить не удалось и в 2:30 произошел первый взрыв. Обрушилось железобетонное потолочное перекрытие главного корпуса, оказались повреждены находившиеся там котлы № 1 и 2. Был поврежден газопровод, и, в дополнение ко всему, в цех начал поступать газ. В 2:56 произошел второй взрыв, который практически разрушил котлы № 1 и 2, а также часть железобетонного перекрытия. Деформировались стены, перегородки, все металлические конструкции.

Попытки потушить пламя оказались безрезультатны. Многим пожарным стало плохо от воздействия высокой температуры и продуктов горения. После отвода людей в 4:25 произошел третий взрыв, окончательно разрушивший перекрытие над котлами.

Пожар был ликвидирован только к 6:00 утра. Понятно, с какими трудностями столкнулся персонал, вынужденный поддерживать работу оставшегося целым оборудования.

Замёрзший город. Несмотря ни на что, холода все восприняли достаточно спокойно - народ ещё не был сильно избалован комфортом. Москва была тогда грязноватым городом, но при таком похолодании на улице даже не курили, и дворники скучали, т.к. снега практически не было. Общественный транспорт работал достаточно стабильно, запомнилось только, что на многих трамваях облупилась краска.

В квартирах холодно было у всех. Отдельные здания были заморожены не только в зоне действия ТЭЦ-21. Я жил в одном из таких домов - за Ботаническим садом, на проспекте Мира, - после его реконструкции, закончившейся только в 1980 г. А тогда, в 1979 г., дом уже был частично отселён, и, когда закончились морозы, он стал похож на большой ледяной айсберг - во многих квартирах были ледяные наросты от замёрзшей водопроводной воды: сначала была отключена горячая вода, потом газ, затем перемёрзла канализация, отопление, и только последним - водопровод, запущенный на проток.

Теплоснабжение в этот дом осуществлялось от Переяславской РТС, не имевшей резервного топлива. Давление газа снизилось настолько, что в работе на пониженных параметрах могли находиться только три котла из четырёх. Снижение давления привело к увеличению скорости газового потока, и мельчайший песок, накопившийся в газовых трубопроводах, пригнало в ГРП. Он прошел через волосяные фильтры и стал забивать импульсные трубки регуляторов. Сказалось также и обледенение регуляторов из-за дросселирования газа. Спас положение только переход на работу по байпасу, что правилами эксплуатации длительно запрещено.

Для экономии газа во всем районе было отключено ГВС. Бытовой газ также был отключен из-за обледенения регуляторов.

Новый год народ встречал дома в шубах. На Голубом огоньке А. Пугачёва пела песню «То ли ещё будет».

Полный текст здесь:
https://aftershock.news/?q=node/1330206&

Техника, текущее, моя Москва

Previous post Next post
Up