Сквозь века восприятие алхимических трактов преследует феномен так называемого "имагинативного (творческого) сопротивления", которое относится к психологическим трудностям, испытываемым читателями при чтении нетривиальной литературы. Это связано с необычным поворотом мысли, незнакомым мнением или чувством другого человека, или, в более серьезных случаях,
со столкновением читателя с новой, необычной трактовкой того, что он уже знал.
Подобные случаи, по существу, представляют собой парадокс восприятия: как правило, читатели проявляют нежелание или неспособность участвовать в предлагаемом алхимическим трактатом акте «алхимического воображения». Им трудно понять, что же на самом деле описывает автор и насколько это имеет отношение к действительности. В таком случае, легче всего понизить уровень авторитета автора и приписать ему тенденцию к шарлатанству. Алхимические тексты давно потеряли в глазах читателей практическую и эстетическую ценность: зачастую им отказывают в стилистической и смысловой удобоваримости, требуя, например, от переводчика на русский язык применять более приемлемую с точки зрения современного читателя лексику.
Однако, с точки зрения алхимического автора, все несуразности, парадоксы и нелепицы, бросающиеся в глаза при первом прочтении, должны подтолкнуть «готовых» к их адекватному восприятию читателей пересмотреть и переосмыслить текст. В случаях так называемой «повторной герменевтической калибровки», такой неофит «приходит к относительно стабильному прочтению текста», что позволяет ему начать осознавать то, что вначале было воспринято как невообразимое.
К сожалению, у большинства читателей «творческое сопротивление» содержанию текстов алхимических трактатов продолжает доминировать. Подтверждение тому - распространенное убеждение в том, что алхимия - это «ранняя химия», и прочие «веры» в «ковры самолеты» о возможности получить золото сверхъестественным путем. Как правило, эти заблуждения возникают на почве принятых в обществе традиционных оценок с точки зрения принятой научной парадигмы, сопровождающихся предвзятым отношением к психическим состояниям, отличным от базового, а также - к содержанию и структуре герметических текстов.
Клещевич О.В. «Анатомия алхимии».