Статуя «Амазонка» (на восточной стороне Большого каскада в Петергофе) - копия с оригинала V в. до нашей эры; выполнена в 1801 г. по модели Ф. Г. Гордеева. По древнегреческой легенде, амазонки - племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии. Обитали на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовского моря), или в Ливии. Амазонки вступали в браки с чужеземцами ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя у себя девочек. Вооружением им служили луки, боевые топоры, легкие щиты, они сами изготавливали шлемы и одежду. Амазонки поклонялись Аресу и Артемиде, проводя время в битвах, в том числе и со знаменитыми греческими героями: Беллерофонтом, Гераклом, Тезеем.
«Слово амазонки обычно производят от а и mason («без грудей»), потому, что якобы, они отрезали одну грудь, чтобы удобней было стрелять, однако такое предположение фантастично». Эта фраза Р. Грейвза должна нас насторожить, поскольку она содержит элемент герметической кабалы («языка птиц»), когда истинный смысл описания алхимического символа может быть спрятан достаточно глубоко и требует от искателя дополнительных знаний. Объяснение присутствия этой скульптуры на лестнице Большого каскада нужно искать в том, кто и когда поставил эти скульптуры в существующем сейчас порядке. В данный момент мы должны признать, члены комиссии Академии художеств, занимаясь расстановкой скульптур каскада на рубеже XVIII-XIX вв. постарались оставить указание на связь герметической символики в алхимическом трактате Петергофского садово-паркового комплекса с розенкрейцерскими исканиями, возможно, опираясь не только на так называемое «масонское предание», о котором так часто вспоминают, говоря о возможности масонства царя Петра. Достаточно очевидных вариантов расшифровки смысла этой скульптуры - два. Первый: слово «amazon» можно прочесть как отрицание того, что символизм скульптур и барельефов Большого каскада носит масонский характер, а скорей всего - на то, что царь Петр не был масоном в классическом понимании этого слова, т. е. не принадлежал какой-либо конкретной масонской ложе, а разделял идеологию розенкрейцеров. Второй вариант связан с тонкостями алхимического искусства: по словам дома Пернети миф о победе Геракла над амазонками с алхимической точки зрения означает, что Геракл «захватил их, т. е. зафиксировал. <> Там же говориться, что амазонки эти - спутницы Феба (Аполлона - О. К.) и Дианы, потому что материя Философов, доведенная до белого цвета, именуется Дианой, а до красного, названа Фебом, теперь является фиксированной и больше не улетучивается. Одного этого было бы достаточно, чтобы сделать вывод - такова аллегория золотого лекарства». Иными словами, второй вариант прочтения повествует о том, что адепту удалось зафиксировать полученные при посвящении способности. Не перестаю восхищаться полифонии смыслов, заложенной даже в одной скульптуре, в одной позиции расстановки аллегорий Большого петергофского каскада!
Клещевич О.В. "Иероглифика Петергофа"