"Чередование белых и черных квадратов на полу напоминает традиционный пол в масонском храме. Но для объяснения этой традиции трудно найти какие-то бы ни было конкретные указания. Попробуем разобраться самостоятельно.
«Шахматное поле строится из двух, структурно идентичных, но по смыслу полярных единиц - двух квадратов. <> Именно пара квадратов является единицей, порождающей орнаментальную систему, и в этой паре один квадрат воплощает абсолютный свет, а другой - абсолютный мрак». (Акимова Л. И. К проблеме "геометрического" мифа: шахматный орнамент// Жизнь мифа в античности. Випперовские чтения, вып. XVIII) В античности «белый цвет как символ божеств и духовенства, представляет собой божественную мудрость. Он дает надежду жизни после смерти, в противоположность черному цвету, символу тьмы, скорби и страданий».(Серов Н. В. Античный хроматизм) Об этом же повествует и масонская хроматическая символика: «Белый посвящается Божеству, черный - Хираму и Христу».(Папюс. Генезис и развитие масонский символов) Причем, переводчик цитируемой работы Папюса, В. В. Вересаев, дал к этому месту такое примечание: «Согласно нашим справкам черный цвет указывает на переход с одного плана на другой: воскресенье через смерть. Отсюда и происходит посвящение Христу и символике Хирама».(Там же). Таким образом, в перемежении белых и черных квадратов явно читается тема инициатической смерти и воскрешения, крепко связанная с темой алхимической трансмутации, где, успешно пройдя черную стадию «нигредо», адепт попадает в белую стадию «альбедо».
Клещевич О.В. "Иероглифика Петергофа"