" В ПЕТЕРГОФЕ НЕ ТОЛЬКО ФОНТАНЫ"… НО И ФАСТ-ФУД
или как первоклассный музей превратить в ЦПКиО
Недавно мне в руки попал первый номер журнала "Единая Россия" за 2010 г. и в нем интервью с новоиспеченным директором ГМЗ «Петергоф» Еленой Яковлевной Кальницкой, где она рассказывает о своих планах и о том, что полезного она сделает для процветания Петергофа.
Ведь предшественники Елены Яковлевны, вот дураки, старались приблизить Петергоф к задуманному хозяевами резиденции состоянию, начиная с петровского времени и кончая последним императором.
На вопросы корреспондента о планах и методах работы Кальницкая почему-то, сославшись на весь коллектив, взяла на себя «высокую планку: сделать Петергоф музеем 21 в.». Наверно, чтобы не отвечать за свои делишки в одиночку?
Придя в «Императорскую резиденцию Петергоф», музей, существующий более 60-ти лет (не будем брать его довоенную жизнь), не поняв его, не поняв для чего был создан этот музей, о чем должен был рассказать, новый директор музеев Петергофа Кальницкая берет на себя смелость провозгласить генеральный путь музея и превратить его в музей ХХI в. А нужно ли это? Ведь тогда, когда после ВОР решался вопрос, какие дворцы сделать музеями, Петергоф был в числе первых императорских резиденций, которые считалось возможным и нужным превратить в «застывшую историю». Именно такой полнокровный музей, с большим охватом времени нашей истории (почти два с половиной века), может показать людям, пришедшем сюда, как создавалась и развивалась страна. Причем показать не на придуманных экспозициях, а на подлинных, сохранявшихся на своих местах исторических и историко-художественных артефактах.
Но это не понять Елене Яковлевне, человеку, пришедшему в музеи Петергофа не работать на его славу, а трудится на свой собственный карман.
И ее ответы на вопросы корреспондента как нельзя лучше доказывают это.
И что же входит в понятие «не тот, что нужен народу музей» ?: корреспондент. Видите ли «есть еще очереди за билетами в музеи»: Кальницкая Е.Я.
Елена Яковлевна пришла в Петергоф из музея Михайловский дворец, из музея, в который почти никто не ходит (и во многом это в результате неумелой деятельности г-жи Кальницкой), Она не может понять, что есть посещаемые музеи, в которые ходят люди, любят их.
Но в тоже время музей, например Большой дворец, «не резиновый» и без нанесения ущерба залам дворца, да и обслуживанию самих туристов, может пропустить только определенное кол-во народа. Кстати, это кол-во уже было просчитано для каждого музея и положено в основу планов обслуживания туристов в музеях Петергофа. Г-жа директор хочет «под-завязку» натолкать людей в музейные залы, чтобы затем требовать с Министерства культуры денег на реставрацию, в которой можно «утопить» большие денежные средства.
Еще одна «не смешная" выдумка Елены Яковлевны. В залах дворцов она дала в руки экскурсоводам микрофоны. Можете представить себе обстановку в анфиладе крошечных комнат хотя бы Большого дворца? Испорчено настроение туристов, испорчено настроение экскурсоводов: у одних отобрано ощущение прохода по дворцу в компании, если не владельца, то служащего при Дворе, у экскурсоводов - доверительное посвящение гостя в тайны дворцов.
Пообещала Елена Яковлевна новые сувениры и книжную продукцию по ее словам «красивую и изысканную».
И что же сегодня нового и «изысканного» продают магазины, руководимые Еленой Яковлевной?
Безвкусную книжонку про Большой дворец? Открытки, снятые «сумасшедшем» фотографом, которые не дают представления о реальных размерах интерьеров?
Где же тот товар, за которым люди должны становиться в очереди, требовать: «По одному экземпляру в руки!»
А Елена Яковлевна удивляется, и причитает, смотря в глаза корреспонденту: «не снискали коммерческих успехов, дескать, плохой вкус у наших посетителей. Людям нужна «китчевая продукция». Нам, музеям Петергофа, не по пути с ними, нашими туристами, считает Елена Яковлевна.
" Больно плохой у них вкус"!: да, все просят книги и буклеты, выпущенные предыдущим научным отделом и издательством при ГМЗ «Петергоф».
Издательство разогнали. Те книжки спалили.
Теперь о «фишке» г-жи Кальницкой. Ее «фишка» это «компьютерные технологии, внедрение интерактивных элементов в традиционные экспозиции».
Как мы уже писали, Елена Яковлевна с самого начала не поняла музей, не поняла, куда пришла и чем пришла руководить. Вместо того, чтобы пояснить корреспонденту, что «компьютерные технологии» музей внедряет, причем очень активно, в учет музейных предметов, реставрацию, в научные работы и пр. , но никогда не будет этого делать в интерьерных экспозициях. По- скольку, это задача не нашего музея.
Музей подобный Петергофу должен делать только одно: выявлять памятники на своей территории, реставрировать и сохранять их, сохранять и еще раз сохранять. И люди знают, что если однажды кому то из них захотелось «окунуться» в эпоху Петра Великого или Николая 1, либо увидеть как готовили еду на кухне 18 столетия или купались под брызгами фонтана они могут приехать в Петергоф, заранее зная, что здесь все сохранено и сохранено все в неприкосновенности и никакого обмана все стоит на своих местах. И даже фейерверки на каскаде в недалеком прошлом были по рисункам 18 столетия. А сейчас на Каскаде поет Эдита Пьеха. Это ужасно ! Ужасно не потому, что она плохо поет, а потому что она не может быть героиней той эпохи (если, конечно, не оденет костюм 18 - нач. 20 вв. и не сменит репертуар). Но это не понять Елене Яковлевне.
На вопрос корреспонтента об Ораниенбауме, драгоценная Елена Яковлевна заявила: "Вот кто, поистине, нуждается в иллюзиях, которые как раз и могут дать интерактивные технологии".
Бедный Ораниенбаум, на нем она «оторвется».
Будучи человеком абсолютно бездарным и не зная, что такое собирательство она делает выводы, что не возможно собрать музейные предметы, чтобы создать экспозицию Меншикова дворца.
Вот Елена Яковлевна и хочет «погрузить посетителя в прошлое с помощью суперсовременных технологий».
И далее, этот с позволения сказать, музейный руководитель, провозглашает в своем интервью: «Нынешняя реальность такова, что современный музей в принципе может существовать и без подлинных экспонатов».
И, это директор Такого музейного комплекса!?
Бедный Петергоф, бедный Ораниенбаум. Жаль.
«Драгоценная» Елена Яковлевна хочет, очевидно, сделать из Ораниенбаума такой же непосещаемый музей, как Михайловский дворец.
Ирэн Забелина
Перечень статей о генеральном директоре ГМЗ Петергоф" - Кальницкой Елене Яковлевне