Замдиректора Гатчинского музея уволен за высокий профессионализм

Aug 22, 2014 02:27






Валерий Семёнов

В Гатчинском музее-заповеднике уволен один из самых уважаемых в профессиональной среде музейщиков нашей страны - заместитель директора ГМЗ по научной работе Валерий Семёнов. О таком печальном развитии событий, о том, что это - сигнал бедствия для уникального, многими любимого музея, предупреждала публикация Федерального агентства новостей в начале июня с.г. Она имела большой читательский отклик.
«Новая газета» стала пресс-службой директора ГМЗ?

Мы обещали следить за тем, что происходит в музее и рассказывать об этом своим читателям. С этой целью корреспондент ФАН обратилась к директору ГМЗ Елене Гладковой: «Уважаемая Елена Владимировна! Прошу Вас дать комментарий по поводу увольнения заместителя директора по научной работе Семенова В.А., которое наделало много шума в профессиональном сообществе. Коллеги по музейному делу не поддержали Вас в этом начинании. Все знают Семёнова как компетентного сотрудника и грамотного руководителя. Почему Вы приняли решение уволить его? Что послужило причиной? Уверены, что не придётся восстанавливать по решению суда? Почему Вы не посчитали нужным прислушиваться к мнению коллег, которые не одобряют Ваш поступок? Почему Вы уволили Семенова вопреки требованию профсоюза оставить его на работе в прежней должности? Должно быть, у Вас какие-то веские причины для того, чтобы поступить так, а не иначе. Каковы они? Многие уже высказались по этому вопросу, хотелось бы, знать Ваше мнение».

В ответ пришло письмо пресс-службы ГМЗ, в котором говорилось буквально следующее: » Елена Владимировна Гладкова неоднократно комментировала факт сокращения должности заместителя директора по научной части в СМИ. В статье, опубликованной в «Новой газете» 23 июня 2014 года, Елена Владимировна подробно ответила на интересующие Вас вопросы. С текстом Вы можете ознакомитьсяздесь».



Такой поворот событий, признаюсь, озадачил. Трудно припомнить что-либо подобное. С одной стороны, это своеобразно характеризует администрацию ГМЗ, которая не в состоянии самостоятельно ответить на конкретные вопросы. С другой - «Новую газету». Знает ли редактор «НГ» о том, что газета отныне выступает в качестве пресс-службы Елены Гладковой? Публикаций-то по поводу скандального увольнения Валерия Семёнова было немало, но ГМЗ ссылается именно на эту, поскольку она наиболее полно отражает позицию директора. Сомнительный комплимент независимому изданию. Посмотрим, тем не менее, на аргументацию директора.
«Но ведь нам никто ничего не вернёт»

«Это же не значит, что если мы сейчас уберем Валерия Архиповича, все остановится, - считает Гладкова. - У меня 35 лет стажа музейной деятельности, я отлично понимаю, как важна наука в музее - и для реставрации, и для организации выставок. И я никогда не говорила, что уволю хоть одного научного сотрудника. Но музей должен развиваться, а не сидеть и ждать, когда нам вернут картины или мебель. Мы работаем в первую очередь в интересах посетителей, а не самих себя».

«По словам Гладковой, когда она предложила Семенову подумать о том, что вместо висевших в Греческой галерее картин кисти Робера можно найти достойные аналоги или заказать в Академии художеств копии тех картин, Валерий Архипович страшно возмутился и воспринял это предложение как ненаучное и чуть ли не как личное оскорбление».

«Но ведь нам никто ничего не вернет, ни один директор музея никогда не отдаст свои предметы, - возражает Елена Гладкова. - К тому же за последние десятилетия изменились законы, изменилась ситуация в музейном сообществе. И если мы сейчас вдруг добьемся возвращения нам хоть одного предмета, это станет прецедентом для других музеев. И может начаться музейный хаос».

Нетрудно заметить, что Гладкова ничего не говорит о Семенове, как о работнике. Она говорит о том, каким она хочет или не хочет видеть музей. То есть, характер конфликта не межличностный, а, можно сказать, мировоззренческий. Ей не нравятся идеи человека, который в течение нескольких десятилетий многократно доказывал их успешность, чем приобрёл высокий авторитет в музейном деле.

Гладкова не имеет такого авторитета.
Разгром музея начался

Узнав об увольнении Валерия Семенова, заволновались сотрудники Эрмитажа, Русского музея, Российской национальной библиотеки, архивов, коллеги за рубежом… Директора музеев пригородов Санкт-Петербурга - дворцово-паркового ожерелья города стали звать его к себе на работу. Но предмет нашего беспокойства - не трудоустройство Валерия Архиповича, а судьба ГМЗ, которая неразрывно связана с его именем. Человек, так много сделавший для дворца, что тот встал в один ряд с выдающимися музеями нашей страны, уволен … за свою трудовую деятельность.

Новый директор (напомним, что Гладкова до ГМЗ руководила музеем «Шалаш В.И. Ленина» в Разливе, там же музей «Сарай Н.А.Емельянова») не просто уволила замдиректора дворца, она предварительно наняла свою знакомую на вновь открытую должность замдиректора по экспозиционно-выставочной работе. Эта должность во многом дублирует деятельность Семенова.

Перед нами - произвол, беззаконие и коррупционные связи. Культурная общественность в шоке. Сотрудники известных музеев и других культурный учреждений пишут письма во все инстанции, взывая к властям и депутатам, письма возвращаются в комитет по культуре Петербурга, который и назначил Гладкову на эту должность. Привыкайте, граждане…
Абсурд, бред и враньё как стиль работы

- В этой статье в «НГ» передёрнуты факты. Конечно, Валерий Архипович никогда не говорил, что пусть будут голые стены, лишь бы свои предметы вернулись или мы ничего не будем размещать, - рассказывает научный сотрудник ГМЗ Ольга Петрова. - И экспозиции мы делали, и выставки. Возврат вещей, которые в годы войны попали в другие музеи, необходим, но этот вопрос никогда не ставился жёстко.

Возврат вполне реален, нам много чего вернули, но, естественно, делая экспозицию, мы заменяли предметы. Вопрос о копировании картины Роберо Семёнов вынес на обсуждение фондово-закупочной комиссии, там около двадцати человек, все высказались против копирования, а виноват, оказывается, Валерий Архипович. Гладкова объявила как готовое решение, но мы все были против. Протокол заседания комиссии сохранился.

Протокол заседания фондово-закупочной комиссии

Ольга Петрова рассказала, как они пытались бороться против увольнения Семёнова:

- Коллеги отправляли письма в минкульт, в администрацию президента, это уже не мы, а известные деятели Петербурга, им пришли такие же ответы, как и на наше письмо, что с обязанностями директора по научной работе могут справиться главный хранитель и учёный секретарь. Но это абсурд. Потому что тогда и секретарь директора может справиться с обязанностями директора.

«Полнейший бред и полнейшее вранье», - так отозвался Валерий Семенов о высказываниях Гладковой, опубликованных «Новой газетой». Он подробно рассказал и о постоянной выставочной деятельности дворца, которую вёл в течение многих лет, и о том, почему предлагал восстановить исторический интерьер Греческой галереи. Что это плановая работа, что это путь, по которому прошли все дворцы-музеи, начиная от Павловска, Пушкина, Петергофа.

- Это не я «страшно возмутился», было единодушное решение фондовой комиссии. Все сотрудники музеев, с которыми я говорил, например, главный хранитель Царского Села Лариса Бордовская поддержала нашу позицию. Позиция очень простая: если уж возникла такая проблема и нужно копировать, то копии должны быть в Павловске, а в Гатчине, в Греческой галерее должны находиться оригиналы.

Новый директор возвратом заниматься не собирается, этой проблемы не понимает и не знает, что без возврата оригиналов Гатчинский дворец не может дальше развиваться. Если Гладковой что-то неясно в этом, то коллективу музея ясно, научным сотрудникам, нам-то как раз всё это понятно, - говорит В.Семёнов.

- Интересы посетителей, о которых якобы печётся Гладкова, это всё пустые фразы, которые конкретным содержанием не наполнены. В чем интересы посетителей музея? Они ведь очень разные. Но все-таки человек, наверное, приходит в первую очередь знакомиться с музеем, узнать историю дворца, его коллекции, а не так, чтобы увидеть театр теней, как сейчас там предлагают, поплясать и попрыгать.

- Валерий Архипович, директор Елена Гладкова говорит, что много раз беседовала с вами. Это действительно так?

- Мне с ней трудно беседовать, и ей, очевидно, со мной тоже. Чтобы что-то решать конструктивно, нужно говорить на одном языке, а если человек не знает основ, - ни истории дворца, ни музейной работы, терминологией не владеет, не понимает разницу между временной выставкой и постоянной экспозицией, между историческим интерьером и просто музейным залом, говорить-то трудно.

Что касается копирования, то речь шла о конкретном историческом интерьере, парадных залах, где копирование - единодушным мнением всего научно- фондового отдела вопрос не решит. Вообще и копированием, и воссозданием музей занимается. На основе имеющихся образцов мы воссоздаём мебель, осветительные приборы и очень удачно.

Гладкова, наверное, этого не знает, но в Приоратском дворце у нас висят копии портретов Боровиковского и не только, мы заказывали их в Русском музее, в Эрмитаже. Мы никогда не отказывались от копирования, и считаем, что в каких-то случаях оно применимо, без копий не обойтись. Но для создания исторических интерьеров копии не годятся, тем более, что оригиналы есть, и мы знаем, где они находятся. Нужно очень осторожно к этому подходить, каждый раз такой вопрос прорабатывать, изучать, обсуждать с научными сотрудниками.

- А что касается «музейного хаоса», которого так боится Гладкова? И который якобы возникнет, если будет продолжена работа по возвращению подлинников в музей?

- Из 16 тысяч предметов, сохранившихся, спасённых в годы войны больше 8 тысяч возвращено! 50 процентов исторических коллекций уже возвращены во дворец. Правда, значительная часть этого возврата была уже давно, в 80-е годы была четкая установка, что предметы возвращаются на основе генеральной инвентаризации по состоянию на 22 июня 1941 года.

Это путь, по которому прошли Петергоф и Царское Село. Но со временем музеи поняли, что приказы комитета по культуре о возврате предметов, принадлежащих коллекции ГМЗ, можно не исполнять, и сейчас всё сводится к болтовне о «цепной реакции».

Валерий Семенов подал заявление в Гатчинский городской суд о восстановлении на работе в прежней должности. Суд состоится в конце августа. Мы будем информировать наших читателей о дальнейших событиях этого громкого «музейного» дела.

Ирина Смирнова
Источник: riafan.ruhttp://www.riasv.ru/entry/87858/

увольнение, Гатчина, музей-заповедник

Previous post Next post
Up