Или 36 коттеджей в охранной зоне
Конфликты вокруг территорий и охранных зон памятников истории и культуры стали распространённым явлением. Как правило, с одной стороны выступают застройщики, желающие заработать, с другой - гражданские активисты и музейная администрация при поддержке СМИ. Сегодня мы расскажем вам о необычном случае, ломающем этот стереотип. Речь пойдёт об истории защиты музея-усадьбы «Архангельское», где, судя по документам, элитную недвижимость на заповедной земле хотят разместить не строительные корпорации, а… сами защитники «Русского Версаля».
Последние 20 лет сама усадьба «Архангельское» пребывает в полудрёме: реставрация вроде бы идёт, но настолько медленно, что чарующей красотой всего уникального ансамбля, вероятно, нам при жизни уже не насладиться. Зато вокруг музейной территории разгорелась настоящая битва: грозные заявления защитников усадьбы, где говорится о десятках судебных тяжб, необходимости всем сплотиться или очередном сборе подписей сотрясают медиа-пространство часто и громко. Мало кто понимает, что происходит, но все довольны. «Они же защитники усадьбы», - думает публика, - значит, всё делают правильно и впереди победа». Попробуем разобраться, о какой победе идёт речь?
В марте 2013 года на должность директора «Архангельского» назначили влиятельного в прошлом чиновника Андрея Бусыгина. Бывший заместитель министра культуры рьяно взялся за дело и уже в мае организовал заседание рабочей группы по музейной деятельности Общественного совета при Минкультуры России, на котором обсудили новую концепцию развития Государственного музея-усадьбы «Архангельское». Казалось бы, удивительно, как за два месяца новый директор успел подготовить документ, который разрабатывается годами? Оказалось, что развитие музея будет происходить практически полностью («на 90%», по словам Бусыгина) в соответствии с концепцией, подготовленной ещё в 2002 году. Часть этой концепции, касающаяся создания инфраструктуры, без которой разработчики не видят будущего усадьбы, и послужила поводом для написания данной статьи.
Документ, доступ к которому нам удалось получить, называется «Многофункциональный рекреационный комплекс музея-усадьбы «Архангельское». Концепция создания, схема планировочной организации и проектное обоснование». Материал описывает комплекс строений, которые планируется возвести в охранной зоне памятника «для обеспечения жизнедеятельности музея». Написано всё очень красиво, со ссылками на законы, постановления и исследования. Шок и трепет начинается, когда вы добираетесь до 45 страницы, где перечислены конкретные объекты будущей инфраструктуры. В пункте 6.2 значатся «36 гостевых домов коттеджного и усадебного типов с участками». Площадь каждого дома - 500 квадратных метров, каждому коттеджу полагается участок в полгектара! По всем параметрам - это супер-элитная недвижимость, каждый такой дом стоит многие миллионы долларов! Дальше - больше. В пункте 5 можно найти «киноконцертный зал на 1000 посадочных мест» и 6 ресторанов, а в пункте 6.1. гостиницу, площадью 8500 квадратных метров. Также предполагается построить фитнес-центр с бассейном, боулингом, теннисными кортами. Есть даже поле для гольфа! Венчается всё это великолепие элитной конюшней на 100 лошадей! Согласитесь, не совсем ясно, какое отношение всё вышеперечисленное имеет к жизнедеятельности музея.
Недоумение вызывает и мотив авторов концепции - как получать прибыль от этих дворцов с конями, если они оформлены, по сути, как филиал музея, т.е. являются государственной собственностью? Тут начинается самое интересное… Оказалось, что владеть «рекреационным» раем на баснословно дорогой земле (в нескольких километрах от резиденции В.В. Путина) будет частная коммерческая организация.
Представляем вам ООО «Культурный центр «Архангельское» - компанию, которая и будет получать прибыль от коттеджей, кинотеатра и боулинга. Многое становится понятно, если посмотреть, как распределены доли в этой фирме:
1. «Экзекьютив сервис» - 45%.
2. «Алго-М» 30%.
3. «Московский английский клуб» - 10%.
4. ГУК Музей-усадьба «Архангельское» - 15%.
Из открытых источников можно выяснить, что компанией «Экзекьютив сервис» владеет семья Олега Ефимовича Матвеева, «Московский английский клуб» - тоже его организация, а «Алго-М» зарегистрирована на Мальте (несложно догадаться, на кого). Государственному музею остаётся всего 15%! Чем же так хорош О.Е. Матвеев, что ему разрешено обогатиться на культурном наследии? Всё просто. Он является сопредседателем попечительского совета музея-усадьбы «Архангельское». «Ничего нового», как поётся в популярной песне.
Состав попечительского совета «Русского Версаля» изобилует громкими именами: директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, Михаил Ширвиндт, Александр Калягин, Марк Захаров, Эльдар Рязанов. Их подписи используются во всех ключевых письмах, обращениях и требованиях. Понятно, что так проще пролоббировать проект. Достойную компанию выбрал себе в союзники скромный господин Матвеев, не так ли? Интересно, а перечисленные выше лица знают о коттеджах и боулинге? Я уверен, что нет. Скорее всего, им и в голову не могло прийти, что человек, объединивший их всех в попечительском совете, способен на такое.
Рассмотренные факты объясняют природу той странной активности, которую проявляют защитники Архангельского» в отношении земли, окружающей усадьбу. Вот цитата из концепции (стр. 3): «Главная проблема усадьбы - восстановление целостности её территории и закрепление земель в границах охранных зон памятника за эффективными пользователями, объединенными в единый хозяйственный комплекс». Выходит, что главное - это не восстановление самой усадьбы, а передача близлежащих земель «эффективному пользователю» (выражение пронзительно напоминает приватизацию 90-х, согласитесь?).
Строго по этой формулировке и действует главный публичный защитник «Архангельского» Евгений Соседов. Вот что сообщает о нём сайт телеканала «Москва-24»: «На протяжении 7 лет он (Соседов) ведёт борьбу за передачу усадебных земель музею для создания в «Архангельском» музейно-туристического комплекса». Начинает вырисовываться метод, применяемый для достижения нехорошего замысла. Матвеев, используя (скорее всего, «в темную») таких тяжеловесов, как Пиотровский, Калягин и Рязанов, таранит властные кабинеты, восклицая о том, что необходимо немедленно «наладить инфраструктуру». А Соседов бьет во все колокола и атакует СМИ, повторяя заклинание «Архангельское в опасности», чтобы поддерживать общественное мнение в кипящем состоянии: «ну когда же суды передадут всю землю усадьбе». Примечателен стремительный взлет Соседова по карьерной лестнице. В свои 25 лет он уже является председателем Подмосковного отделения ВООПиК, официальным советником министра Культуры РФ, и ходит в Администрацию Президента «как на работу», о чём он с гордостью сообщает в своем фейсбуке. Соседов уже успел получить президентский грант 2 500 000 рублей. Доверенность на представление интересов «Архангельского» в судах Соседову выдают на высшем уровне - не в администрации усадьбы, а прямо в Министерстве культуры. Понятно, что «защитник» этот совсем не простой, а с влиятельными покровителями. В сети Интернет сообщалось, что курирует Соседова помощник советника Президента по культуре С.В. Попов.
Также можно предположить, что Соседову помогает «Московский Английский Клуб», главой которого является Матвеев. Английский Клуб - интересная организация, напоминающая масонскую ложу, «собрание людей достигших успеха в различных сферах деятельности, состоявшихся и как личности и как профессионалы», как указано на их сайте. Члены клуба - депутаты, мэры и даже бывшие министры, в общем, «сливки общества». В статье «История и современность» на сайте клуба есть интересный фрагмент: «Особая страница истории клуба современного - участие в судьбе музея-усадьбы «Архангельское», некогда принадлежавшей старшине исторического Английского клуба князю Н.Б. Юсупову. Созданный клубом в 2002 году Попечительский совет помогает сохранить этот уникальный архитектурно-парковый ансамбль». Как бессовестно звучат эти слова в свете открывшихся фактов! Боюсь даже предположить, сколько раз князь Юсупов перевернулся в гробу, глядя на «благотворительность» своего одноклубника. Кстати, Матвеев использует Английский клуб не только в случае с коттеджами в охранной зоне. На сайте его компании "Экзекьютив сервис" пафосно сообщается, что «нашими первыми абонентами стали члены Московского Английского Клуба - известные политики, государственные деятели, учёные, бизнесмены, звёзды культуры и искусства Лужков Ю.М., Ресин В.И., Ширвинд А.А., Гурченко Л.М., Рязанов Э.А».
Но вернемся к элитным коттеджам, ресторанам и боулингу. Где они будут располагаться? Неужто на территории самой усадьбы? Ведь Соседов всегда приглашает телевидение именно туда, на земельный участок музея, где стоят дворцы и скульптуры, чтобы сердца зрителей защемило от ужаса, а кулаки сжались от праведного негодования: «Да как посмели злодеи отнять у нас наше наследие». Вовсе нет. Это всего лишь пропагандистский прием «защитников Архангельского». Суды идут совсем в других местах, на землях гослесфонда, муниципалитета, юридических и физических лиц. Там, в тиши лесов, между Ильинкой и Новорижским шоссе и планируется под видом «инфраструктуры музея» построить оазис для избранных. И не важно, что в охранной зоне строить нельзя, концепция - это хитрый документ. Строиться будет «необходимая инфраструктура», поэтому можно! В материалах проекта есть письмо губернатору Громову с нескромной просьбой «выделить ООО «КЦА» 84 гектара из охранной зоны для предприятий питания, объектов культуры и иных вспомогательных объектов». Коттеджи, рестораны и боулинг удобно спрятаны в «иные вспомогательные объекты».
Как смотрит на ситуацию новая администрация музея? В концепции стоит подпись предыдущего директора Владимира Длугача, при этом новый директор Бусыгин говорит о том, что концепция «подходит на 90%». Публичного отказа от «рекреационного комплекса» не было, ООО «КЦА», если верить выписке из ЕГРЮЛ за 2013 г., никуда не делось и продолжает свою деятельность.
Разбираясь в этой скандальной истории, автор статьи наткнулся на ещё один неоднозначный факт, характеризующий бывшее начальство музея не с лучшей стороны. В 2010 году ТУ Росфиннадзора проводило проверку финансово-хозяйственной деятельности ГУК «Музей усадьба Архангельское», в результате было выявлено нецелевое расходование (читай - воровство) миллионов бюджетных рублей. Дело вылилось в арбитражное судебное разбирательство, приведшее к феноменальному результату - ТУ Росфиннадзора и музей заключили… мировое соглашение! Это, простите как? Разве можно заключить мировое соглашение с гаишником, поймавшим вас за проезд на красный свет? Как преступник может «договорится» с судом, приговорившим его к тюремному сроку? Никак. А директор Длугач смог. Не благодаря ли содействию влиятельных членов Английского клуба, организовавших попечительский совет? Вопрос висит в воздухе.
Истинное зло всегда коварно и искусно маскируется под благодетеля. Надеюсь, если правоохранительные органы обратят внимание на факты, изложенные в этой статье, то вполне вероятно, что у Архангельского в скором времени появятся настоящие защитники, которые будут способствовать скорейшему восстановлению усадьбы.
http://www.apn.ru/publications/article30805.htm