6 октября - День Ингрии в п. Стрельна
Свои исследования представили на историко-краеведческих чтениях в библиотеке п.Стрельна Саша О. и Катя Ш.
Вёл конференцию Константин Сакса, известный краевед города.
На чтениях присутствовал Знаменов Вадим Валентинович.
С 1965 по 2008 г.г. - генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф». В настоящее время - президент Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Автор книг и публикаций в России и за рубежом о музее-заповеднике.
Выступление Александра вы могли прочитать несколькими днями ранее. А здесь по ссылке вы можете познакомиться с исследованием Екатерины.
«Памяти порванные нити…»
Бывает так, что человек долгое время живет, не заглядывая в копилку семейной памяти. Но вот подрастают дети, а они, как известно, очень любопытные.
Так случилось и в семье учительницы из нашей школы №430 Карташовой Ларисы Леонидовны. Несколько лет назад дочь пришла из школы с заданием составить родословное древо. Слово за слово, звонок бабушке с дедушкой…
Мама Ларисы Леонидовны Сергеева Феоктиста Михайловна родилась 20 мая 1935 года в Кингисеппском районе Ленинградской области в деревне Ловколово, отец, Сергеев Леонид Кузьмич, из той же местности. Когда бабушка была маленькой, то нередко спрашивала своих родителей о том, куда уехали, пропали те или иные родственники, например, брат с женой и тетя с дядей. Родители избегали ответа, добавляя, что «чем меньше знаешь, тем крепче спишь». Так и повелось, что тема о родственниках была «закрытой», а с течением времени стала и не очень актуальной.
СПРАВКА. В ходе грандиозной операции под руководством наркома Ежова, приказ о начале которой был дан 30 июля 1937г., в Ленинградской области предписывалось расстрелять 4 тыс. и отправить в лагеря 10 тыс. человек, но к концу года первая цифра возросла до 18 тыс. расстрелянных. Сейчас известно, что на тайном Левашовском кладбище похоронено около 40 тыс. человек, из них 13 тыс. представителей малых народностей. Безусловно, речь идет о репрессиях по национальному признаку под видом политических преследований.
Лариса Леонидовна рассказала, что, с рождения слышала как бабушка и мама разговаривают на необычном и непонятном, как будто сказочном языке. Некоторые жители деревни Новое Гарколово, в которой проживала бабушка после войны, также, приходя в гости к бабушке, общались между собой на этом языке.
Феоктиста Михайловна рассказала, что со слов ее мамы, Екатерины Михайловны, которая до 20 лет совсем не говорила по-русски, перед войной в паспортах, свидетельствах о рождении детей местных жителей в строке национальность вместо ижоры стали писать русские.
Для Ларисы Леонидовны, которая считала, что родители со временем утратили словарный запас, и знают отдельные слова, фразы ижорского языка, стало настоящим открытием, что папа и мама до сих пор владеют и могут разговаривать между собой на ижорском языке.
На вопросы: «Почему вы раньше не говорили мне, что у нас ижорские корни, почему не учили меня этому языку?», родители ответили, что привыкли не вспоминать, и что так было спокойнее.
СПРАВКА. Ижорский язык был литературным в 1930-х годах. Издавались учебники, которые представляли собой обычно переводы с русского, но затем, в 1937 году, и этот эксперимент был прекращен. После этого никаких попыток создания ижорского литературного языка не было.
Ижоры в течение долгого времени постепенно ассимилировались в русском окружении. Вряд ли можно обнаружить стремление к сохранению собственной культуры среди небольшой группы, состоящей из нескольких стариков.
Екатерина Михайловна Пайконен, бабушка Ларисы Леонидовны, родилась 5 декабря 1905 года в деревне Глинки Ленинградской области Кингисеппского района. После революции 1917 года многие крестьянские хозяйства стали раскулачивать, а вскоре стали забирать и людей. Отец Екатерины Михайловны, видя происходящее, в 20-х годах зимой пешком по льду ушел в Финляндию, с целью устроиться там и позже забрать жену и детей. Через некоторое время за отцом в Финляндию ушёл и старший брат Екатерины Михайловны. Но замысел не удался. Начиналась весна, маму Екатерины Михайловны (прабабушку Ларисы Леонидовны), Настю забрали и выслали в Казахстан, где она и умерла. Екатерина Михайловна, будучи подростком, осталась без матери и отца.
В 20 лет бабушка Ларисы Леонидовны, Екатерины Пайконен, вышла замуж. К началу войны у нее было шестеро детей. Семья жила рыболовством.
Когда немцы оккупировали район деревни, то всех, кто там жил, вывезли сначала в Эстонию, бабушка с детьми оказалась в лагере «Клога», а затем на баржах их перевезли в Финляндию на полуостров Ханка, деревню Ловколово нацисты сожгли.
После войны семья вернулась в Кингисеппский район, однако от советской власти поступил приказ покинуть данный район, так как все вернувшиеся являются врагами народа. Семья матери уехала в Казахстан, а семья отца - в Ярославскую область. Однако, родные места «тянули» обратно, и в начале 50-х годов обе семьи вернулись туда, где испокон века была их родина. Деревню Ловколово восстанавливать не стали, стали жить неподалеку. Здесь встретились родители Ларисы Леонидовны во второй раз уже взрослыми людьми.
СПРАВКА. В самом незавидном положении на территории СССР среди других малых народностей оказались и ижоры, которых после войны не пускали обратно на родину, а каждый раз, когда они пытались вернуться, их отправляли обратно. Здесь дело было в том, что еще со времен революции вся земля была объявлена собственностью государства. Поэтому целые поколения ижор было незащищенным с точки зрения права на собственность, на которое они могли бы опираться при возвращении их из эвакуации.
Ларисе Леонидовне в юности казалось, что у их семьи немного родственников. Теперь же, когда интернет позволяет связаться с далекими уголками планеты, она нашла родственников в Эстонии и Финляндии. Вернувшись от двоюродной сестры из Эстонии, она привезла переснятые старые фотографии, на которых мама узнала себя, бабушку и прабабушку, братьев и сестер.
СПРАВКА. Ижорский народ оказался разбросан по свету сознательной и жестокой национальной политикой, и это уже трудно исправить.Вот так, от простой просьбы дочери помочь подготовить задание, стали «связываться порванные нити памяти».
http://rovesniki430lmn.blogspot.ru/2013/10/6.html