Отрыжка от архитектурного фастфуда

Mar 11, 2013 18:30

Навязанные сомнительные подарки дорого обходятся Петербургу

До сих пор партия «Яблоко» оставалась едва ли не самым яростным критиком газпромовских проектов, подаваемых как дар жителям культурной столицы - будь то крытый каток в Таврическом саду или стадион на Крестовском. Однако инициатива депутата Александра Кобринского, вдруг озаботившегося судьбой «мини-города», отчего-то не вызвала у его соратников желания обратиться в этой связи к любимым темам сохранения культурного наследия, неприкосновенности зеленых зон или нерационального расходования бюджетных средств.





Памятник Михаила Шемякина «Первостроителям Санкт-Петербурга» - действительно настоящий подарок городу, пребывающий в полном запустении еще со времен губернаторства Яковлева - находится в таком жутком состоянии, что просто стыдно



Уличный аттракцион г-на Миллера
   «Мини-город» - это отлитая в бронзе блажь Алексея Миллера, вываленная в Александровском парке на пути от метро «Горьковская» к Петропавловской крепости. На стадии разработки проект анонсировался как собрание копий десятка архитектурных памятников, которые «можно будет потрогать руками», в комплекте со скульптурой Апостола Петра и группой «Зодчие» - чью сгрудившуюся вокруг стола компанию горазд будет разбавить любой дурак (благо один из металлических стульев предусмотрительно оставлялся свободным для любителей тактильных контактов с прекрасным).
   Ландшафтная секция Союза архитекторов Санкт-Петербурга проект раскритиковала, рекомендовав послать его куда подальше от подлинных архитектурных шедевров - например, в парк 300-летия города. Но представлявший концепцию архитектор Сергей Трофимов сообщил, что из 12 предложенных изначально адресов даритель Алексей Миллер выбрал именно этот, рядом с Петропавловкой, и никакой другой рассматривать не желает.
   Определение «даритель» тут стоило бы поставить в кавычки - ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» взял на себя лишь финансирование скульптур Александра Таратынова. Тогда как все работы по установке и благоустройству территории ложились на плечи города (20 млн рублей), заказчиком определили КБДХ. Хотя годом раньше на приведение в порядок этого участка (с устройством набивной площадки и газонов) уже были потрачены немалые средства. Но как только тут появились посланцы Газпрома, территория эта, согласно описанию ваятеля Таратынова, предстала как «запущенный уголок парка, пристанище бомжей, наркоманов и людей, справляющих в Кронверк нужду».
   Способ ликвидации бомжей, наркоманов и писающих не туда дяденек посредством их вытеснения бронзовыми истуканами был подвергнут язвительной критике искусствоведа Михаила Золотоносова - равно как и сама концепция навязываемого культурной столице уличного аттракциона:
   «Есть еще муляжи известных политиков, в обнимку с которыми можно сфотографироваться, есть и тантамарески - с отверстием для лица. На юге у нас такие любили. Все это формы превращения высокой культуры в балаган, в кичуху. Я к кичу в Петербурге отношусь отрицательно… Какой смысл сажать за один стол муляжи девяти архитекторов, которые в жизни никогда друг друга не видели? В чем тут концепция?.. Это же музей восковых фигур, но в вечном материале. А на Волге поставите «Бурлаков» Репина - чтобы можно было войти внутрь картины и потянуть лямку?.. Да, Миллеру такое понравится, но мы же знаем, что у Миллера чутье на все бездарное».
   Но вот депутат Кобринский - вроде человек образованный (профессор, доктор филологических наук), ратующий за высокую культуру. Как сам подчеркивает - петербуржец в третьем поколении. Не упустит ни одной резонансной темы, чтоб не заявить о своей солидарной с градозащитниками позиции. И тут вдруг выступает с запросом к губернатору, укоряя в «расточительности и бесхозяйственности» и возмущаясь ненадлежащим содержанием «мини-города» - который якобы «вызвал у петербуржцев и гостей города неподдельный интерес, успел им понравиться и полюбиться».
   Кому, как говорится, и кобыла невеста. Но едва ли стоило обижать подобным утверждением поголовно всех петербуржцев и гостей культурной столицы.
   Допустим, охочих до архитектурного фастфуда у нас не меньше, чем любителей криминальных телесериалов, скажем, или Стаса Михайлова. «Мини-город» такого потребителя и приманивал, а тот здесь же и самовыражался сообразно своему уровню - так что удивляться вандализму не приходится. Удивляет другое: почему уважаемый профессор предлагает брать такого потребителя за норму и обслуживать его потребности?

Дарители-вредители
   «Как можно вообще говорить, что композиция не имеет культурной ценности? Такой современный и интересный проект, как мини-город, высоко ценится в Брюсселе, Гамбурге, Барселоне, Гааге. Это абсолютно новое слово в искусстве и архитектуре, это необычно и красиво», - развивал тему депутат Кобринский в многочисленных комментариях для СМИ.
   Ну, во-первых, ничего нового тут нет - что следует хотя бы из приведенных депутатом примеров, вдохновивших авторов газпромовского «мини-города» на обезьянничанье. Причем весьма уродское. Европейские аналоги обычно размещаются в зеленых пригородных зонах, а вовсе не в центре исторических районов - глупо ведь ставить муляжи рядом с подлинниками. Во-вторых, там копии выполняются из аутентичных материалов. У нас же сделали из бронзы (автору так было сподручнее, «я же скульптор», пояснял Александр Таратынов), не способной передать ни колорита, ни фактуры оригиналов.
   Что же до таратыновской группы «Зодчие», то и тут никакого нового слова не наблюдается - критики склонны квалифицировать ее как весьма пошлую вариацию не тему шемякинского памятника «Первостроителям Санкт-Петербурга». Кстати сказать, этот настоящий подарок Михаила Шемякина (изготовление и установку оплатили спонсоры) уже много лет пребывает в ужасном состоянии: растащили все, от накладных медальонов и бронзовых досок с барельефами до 350-килограммового стола. Но у депутата-яблочника, мобилизованного на защиту дурной вариации, судьба первоисточника интереса не вызывает.
   Понятно, что господин Кобринский и в политике, и на ниве защиты культурного наследия человек новый. И, быть может, процесс выпуска публичных заявлений у него пока опережает процесс серьезного освоения новых для него знаний. Но это - при желании - поправимо. Для начала можно было бы ознакомиться с историей газпромовских подношений, дабы оценить тактику «дарителя» и неизбежные для города последствия.
   В качестве подарка городу подавался проект сооружения «крытого катка для детей» в Таврическом саду. В нарушение закона вырезали участок из территории памятника федерального значения и отстроили нечто, похожее на гигантскую кофеварку - с совсем не детскими ценами на продаваемые там товары, подаваемые в ресторанах блюда, услуги сауны и прочая. Еще, как все помнят, Газпром обещал подарить петербуржцам лучший в Европе стадион - под эти обещания снесли шедевр архитектора Никольского (тоже был памятник федерального значения), новой арены нет, как и бюджетных миллионов, которые ищут теперь следственные органы.
   Проект «мини-города» продвигался втайне: «Концепция заключается в том, что это сюрприз», - отвечал на все расспросы гендиректор ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Георгий Фокин.
   Оттяпали кусок некогда общедоступной парковой зоны. Огороженная низким заборчиком территория отныне остается под замком почти на полгода, с конца ноября до середины мая. При этом мы, горожане, должны оплачивать его охрану все 365 дней - на что из бюджета выделяется более 2 млн рублей в год, с условием круглосуточной вахты двух охранников. И куда они глядят, когда поклонники Таратынова разбирают на сувениры детали его творений?..
   Для сравнения: на пригляд за всем Александровским садом (9 га), что у Адмиралтейства, из бюджета выделяются средства на оплату лишь одного охранника; причем к зоне его ответственности относятся и разбросанные по территории сада подлинные скульптуры ХIX века (не таратыновским чета), и Медный всадник.
   Что же до Александровского парка - охраняемого объекта культурного наследия, - то размещение на его территории газпромовского «подарка» изначально признавалось экспертами вредной затеей. Как отмечал ведущий специалист КГИОП в области ландшафтных памятников Андрей Рейман, парк «и без того испытывает колоссальные перегрузки». Самое время вспомнить об этом теперь, когда в ответ на жалобы Кобринского губернатор Полтавченко распорядился создать специальную комиссию, призванную до 1 мая определиться с «мини-городом». Рассматриваются разные варианты как по определению ответственных за содержание, так и по месту дальнейшего экспонирования.

Закрой рот, открой глаза
   Помнится, Георгий Фокин обещал, что, если петербуржцам не понравится газпромовский «сюрприз» в Александровском парке, его могут перенести в другое место. «Мы ни на чем не настаиваем. Мы дарим скульптуры, где город их разместит - это вопрос города», - заявлял гендиректор компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» на пресс-конференции летом 2010 года.
   Александр Кобринский тем временем пугает: мол, если «мини-городу» не выкажут достаточного уважения и заботы, «другие страны перестанут делать Петербургу подарки», а «если такая тенденция продолжится в дальнейшем, Петербург через несколько лет будет не узнать».
   Полноте, не узнать будет наш город как раз в том случае, если мы и дальше будем безропотно заглатывать всякую дрянь без разбору, послушно следуя команде «Закрой глаза - открой рот!».
   Приличные люди, задумываясь о подарке, исходят из его уместности, соответствия характеру, вкусам и пожеланиям одариваемого. А не из желания выпендриться или пометить территорию - хватит с нас таких подарков.
   Помните, сколько лет потребовалось, чтобы избавиться от поднесенной к 300-летию «Башни мира»? Так и торчала бы, воткнутая в сердце Сенной площади, кабы не треснула с божьей помощью…
   «Мини-город» следует переселить туда, куда эксперты посылали его изначально: в парк 300-летия. И к «Лахта-центру» близко - удобно присматривать за сохранностью своего «подарка», совмещая патрулирование с оздоровительными пробежками. А там, глядишь, и у депутата Кобринского случится переоценка ценностей, и он перенаправит свою энергию с защиты кича на воссоздание памятника Михаила Шемякина «Первостроителям Санкт-Петербурга».
Татьяна ЛИХАНОВА, карикатура cartoonbank.ru, фото Нины Макеевой
http://www.novayagazeta.spb.ru/2013/18/1

фастфуд, градозащитники, архитектурный беспредел, культура, Петербург

Previous post Next post
Up