bloha_v_svitere Эрмитаж (Царскосельский) Ах, как я люблю Царское Село! Как я люблю его дворцы, его чудесную атмосферу, прекрасных экскурсоводов, смотрителей и сотрудников. Только дамы-администраторши, которые, руководствуясь своими личными антипатиями, заносят гидов в "черные списки", - для меня они отнюдь не входят в понятие "Царское Село". Царское Село проживет и без них...
Так вот, сегодня у Блохи был не просто "пир духа" в Царском Селе, но невероятное насыщение его красотами. Потому что гости уезжали в аэропорт достаточно поздно, и у нас, спокойно прошедших по залам Екатерининского дворца, осталось аж 2 часа свободного времени на любование парком. Туристы сразу попросили свободы, Блохе оставалось только ручкой махнуть на место сбора, объявить: "Отходим огородами!" и быстренько улизнуть в кусты, дабы в одиночестве насладиться царскосельскими красотами. Блошиные ноги тут же понесли ее к Эрмитажу - этот дворец ее очаровывает и притягивает. Уже несколько раз Блоха в редкое свободное от туристов время туда наведывалась. Не изменила она себе и в этот раз.
Итак, приглашаю на маленькую экскурсию в Царскосельский Эрмитаж!
Итак, прелестный павильон "Эрмитаж", что, как всем известно, обозначает "приют отшельника". Построен по проекту Ф.Б. Растрелли, выполнял функции столовки. Столовки не простой, а, как гласит местная мифология, "когда императрице надо было поговорить тет-а-тет". Нет, вы не подумайте чего лишнего - имеется в виду: когда надо было обсудить вопросы государственной важности, чтоб рядом не присутствовали уши слуг, которые, как известно, знают всё, и даже больше своих хозяев. Для уединенных ужинов был сконструирован "летающий стол", который поднимался из нижнего этажа уже накрытым, и таким образом, уже в XVIII веке был изобретен "шведский стол", когда присутствующие обходились без услуг официантов.
Итак, приглашенные приходили в павильон Эрмитаж. По лестнице они не поднимались. На месте современной лестнице был небольшой диванчик, на котором, благодаря мускульным усилиям солдат, крутившим колеса, гости поднимались на второй этаж. Диванчика нет, лестница есть.
Погодите пока подниматься по лестнице, гости дорогие! Давайте пройдем в кинозал, где показывают 8-минутный фильм о Царском Селе во времена Елизаветы Петровны. В компьютерной графике рекоструирован образ первого маленького дворца Екатерины I, построенного по проекту архитектора Браунштейна. Затем - первый проект дворца, сделанный Чевакинским для Елизаветы Петровны - очень интересный, с висячими садами. И, наконец - архитектурный шедевр Растрелли. Рассказывается о других павильонах - Монбижу (Моя драгоценность), где была катальная горка, Гроте, который имел несколько другой облик, отличный от современного, и, собственно, сам Эрмитаж. Фильм любопытный, потому как всегда приятно сделать сравнения с существующими постройками.
А вот теперь - поднимемся по лестнице!
Войдя в зал, сразу ахаешь от восторга:
Однако гости, поднявшись, видели пустой зал. И даже недоумевали: как так, ведь их пригласили поужинать. Но тут раскрывалась центральная часть зала, и снизу поднимался сервированный стол, сопровождаемый скрипом механизмов и (возможно) кое-какими восклицаниями пыхтевших в подвале солдат.
Как-никак, стол весил (и весит) 800 килограмм...
В ожидании стола гости поднимали взоры к небу потолку.:
А там - Юпитер и Юнона руками машут и приглашают присесть за стол:
От их предложения никак невозможно отказаться!
Серединка стола тоже опускалась, чтоб поменять салаты, дичь и десерты.
Немного украшений со стола:
Павильон невероятно приветлив, солнечен и радостен. В нем настигает удивительное ощущение праздника и легкости бытия. Он кажется прозрачным - окна выходят на все стороны.
В четырех углах центральной залы павильона - небольшие коридорчики в кабинетики. Нет, в этих кабинетиках не предавались любовным утехам, как предполагает 99% итальянцев, услышав, что здесь устраивались intime cene ("интимные ужины") - в данном случае имеется в виду, что ужин с небольшим количеством близких друзей, где в перерыве между подачей блюд можно было поговорить о своем, о девичьем. Переходы в эти кабинеты восхитительны! Блоха попыталась сфотографировать на свой телефон эту изящную перспективу.
Также в зале несколько небольших летающих столиков. На них представлены муляжи десертов, которые предлагались гостям.
Дворец очаровывает своей атмосферой - удивительное дело! В нем очень много сохранилось аутентичного. Например, красивейший наборный паркет:
В некоторых местах можно видеть "подпалины", полученные во время Великой Отечественной войны:
Сохранилась старинная резьба по дереву и позолота:
Но, тем не менее, реставраторы завершили работы в Эрмитаже только в 2010 году. В малых кабинетах можно наблюдать все этапы реставрации и консервации объектов. Сверху униз: воссозданная резьба, старинная резьба законсервированная, фрагменты старинной позолоты:
Коридорчики, ведущие в кабинетцы, узенькие, но помещенные напротив друг друга зеркала, создают оптические эффекты - придают объем и создают иллюзию бесконечности.
В одном кабинетике представлена птичья клетка XVIII века:
В другом - платье Елизаветы Петровны, бывшее ранее в экспозиции Екатерининского дворца. Платье не настоящее: оно сшито современным модельером по историческому портрету императрицы, здесь оно тоже очень гармонирует с интерьером. Комодик рядом с платьем: в таком комодике хранили скатерти и салфетки.
Потом нам продемонстрировали "механическую перемену блюд". Подходим к столику.
Рядом с каждым прибором - грифельная доска и кусочек мела, чтоб написать пожелания к меню.
Заказываем что-нибудь. Ну, например, муравьиные брови в сметане. Пишем на доске и дергаем за колокольчик (у каждого кресла свой звонок).
Заказ ушел:
Офицанты, получив записку, бегом бегут на кухню к поварам исполнять заказ...
...и высылают его пневматической почтой:
Придворные обычно не мучили поваров, заказывали что-нибудь несложное, легкоприготовляемое: жареную рысь, разварную лапу медведя, рябчики по-испански, жареную в меду с маслом кукушку, лосиные губы или бычьи глаза под соусом "Поутру проснувшись". Не любил труд придворных поваров лишь Александр Васильевич Суворов. Он измывался над поэтами кастрюль и сковородок, заказывая заведомо неисполнимые щи да кашу, чем вызывал переполох на кухне.
Настойчиво рекомендую всем к посещению этот чудесный дворец! Группы по 15 человек заходят каждые 20 минут.
Поднятие и спуск стола демонстрируют четыре раза в день на сеансах в 12.00, 12.30, 15.00 и 15.30. Билет стоит 150 рублей, для студентов - 80, для детей 50. На демонстрацию стола билет стоит 200 рублей и 100 рублей для учащихся.
Ну а когда я уже пошла забирать своих итальянцев, милейшая сотрудница Адмиралтейства (Царскосельского), где находится информационный центр, передала для моих гостей огромное количество открыток и снабдила всевозможной литературой (бесплатно!). Как же я вас всех люблю, дорогие и уважаемые сотрудники Царского Села!!!
P.s. Открытки все разыграла в автобусе на обратном пути в некоем подобии викторины. Задавала всякие вопросы по истории Петербурга и Царского Села, и в качестве приза выдавала открытки. Самым сложным для моих итальянцев оказалось произнести по-русски название Tsarskoye Selo...