ПЕТЕРГОФ, ЗНАМЕНОВ И ВЕРНОВА (окончание)

Jul 18, 2012 20:38



Красота бессмертна

Плеяда нынешних музейщиков, определяющих теорию и практику не только отечественной, но и мировой музейной культуры, формировалась сразу после Великой Отечественной войны. Их главная и неоцененная до сих пор заслуга сводится к воссозданию разрушенной гармонии и красоты как творческой сущности, доставшейся от предков. Ведь вместо памятников культуры и архитектуры мы могли получить их макеты в натуральную величину.

Вадим Валентинович Знаменов, глава этого музейного государства, обладает в своем деле талантом от Бога: по прошествии сорока лет знаменовской эры это утверждение уже ни у кого не вызывает сомнений. Не сразу, но научились отличать и ценить своего директора. Ас, непревзойденный знаток антиквариата. Среди музейщиков нынче таких - раз-два и обчелся.

Внешне Вадим Валентинович олицетворяет тип чеховского интеллигента, скромного, уступающего дорогу другим, но полного внутренней энергии, сосредоточенности и достоинства. В чиновничьих приемных и светских тусовках до сих пор ощущает себя как бы лишним. Знаменов не скрывает личного стремления к тому, чтобы музейный Петергоф так или иначе связывался с его именем. Это в значительной мере удалось: связывают. И не только в России, но и на Западе.



Государственный музей-заповедник “Петергоф” - на подъеме по всем направлениям. Не нуждается в спонсорской помощи (“Правда, если ее оказывают предусмотрительные меценаты, не отказываемся”), хотя расходы музея госбюджет не покрывает и на треть. “Нам жаловаться не на что: мы удачливы и умеем зарабатывать”.

Как правило, в музеях работают люди по призванию и жизненному предназначению. Профессия сама по себе такая. Общаясь с шедеврами искусства, люди плохими быть не могут. Им суждено каждый день получать информацию, определенный заряд от высших достижений человечества. Эти люди сплошь и рядом просто сами находят себе работу: создают выставки, издают каталоги, программы. Так что тут все нормально, в разумных пределах.

Но среди музейщиков Петергофа более, чем у кого-либо в России, развита собирательская работа. Ныне в Корпусе под гербом развернута экспозиция Особой (Золотой) кладовой, демонстрирующая не только покои Екатерины II, но и непрерывную в течение последних четырех десятилетий научную и собирательскую деятельность сотрудников Петергофа во главе со Знаменовым и Верновой.

“Судьба нас заставила, не то, что сами захотели, - подтверждает Нина Валентиновна Вернова. - Приди мы в богатый музей, может быть, такими же лентяями и безразличными оказались, как иные наши коллеги. Нынешнее поколение научных сотрудников Заповедника известно среди коллег своим неутомимым собирательским энтузиазмом. Мало кто знает, сколько тысяч уникальных предметов они нашли в частных коллекциях, комиссионных магазинах, различных учреждениях и доставили в музейные хранилища. Мало кто знает, сколько порой требуется усилий, энергии, времени, чтобы доказать необходимость приобретения или передачи в музей того или иного экспоната. И уж совсем никому неведомо, сколько ценных предметов минувших веков могло погибнуть из-за ветхости, не подоспей вовремя эти неутомимые искатели. Небезынтересен такой факт. В Ленинграде в конце 1960-х годов была создана группа экспертов, которая в соответствии с Законом об охране и использовании памятников истории и культуры, наделялась правом контролировать деятельность комиссионных магазинов, где продавались произведения живописи, художественной бронзы, стекла, фарфора, мебели и других предметов декоративно-прикладного искусства”.

Напомню, что в ту легендарную группу входили три человека - главный хранитель Дворцов-музеев и парков Петергофа В. В. Знаменов, старший научный сотрудник Н. В. Вернова и старший научный сотрудник Русского музея И. М. Ясинская. Только после их заключения о том, что вещь не представляет ценности для музея, она могла быть продана частному лицу.

В ноябре 1977 года главный хранитель Вадим Валентинович Знаменов в интервью молодежной газете “Смена” рассказывал о собирательстве, одном из важнейших направлений музейной работы:

“Наши сотрудники - и Нина Валентиновна Вернова, и Григорий Наумович Голдовский, и другие, не считаясь со временем, постоянно этим занимаются. У нас к этому делу особая, что ли, страсть. Ведь, согласитесь, обидно как-то было за Петергоф. Ведь он, если можно так выразиться, гордость России. Два века он находился в центре культурной жизни. Откройте любую энциклопедию мира, и вы найдете Петергоф.

А экспонатов у нас и до сих пор острая нехватка, ведь впереди еще восстановление нескольких дворцов. Но многое все же удалось разыскать, приобрести. Примерно триста с лишним единиц хранения у нас прибавляется за год благодаря собирательству. „Ни дня без строчки” - так мы в шутку определяем наш девиз, поскольку каждая новая вещь получает строчку в „Книге поступлений”. Но этого мало. Впереди многие и многие еще необходимые тысячи. И хочется все успеть”.

Вещи имеют собственную жизнь и богатую историю, отражают наш взгляд из сегодняшнего времени на то время, когда они появились на свет.

Не вдаваясь в фантастические подробности тех лет, ограничусь одним заявлением В. В. Знаменова в газетном интервью 1993 года:

“Если говорить о реформах, то нас они не только не потрясли, но уже многое дали. Главное, конечно, самостоятельность, избавление от всевозможных ограничений. Отечественной культуре приходится сейчас нелегко. Так уж сложилось исторически, что культуре России всегда приходилось себя защищать. У нас и сейчас найдутся люди, готовые отдать этому святому делу последнее. Но немало и таких, кто прямо способствует или потворствует культурному упадку. Часто ли мы видим и слышим лучшие произведения русских мастеров музыки, литературы, театра, кинематографии? Убежден, русских русскими делает (и это относится к любому народу) национальная культура”.

Красота не может - не должна! - пропасть, исчезнуть. В этом главное предназначение музея и музейщиков. Петергоф - возрожденный шедевр Всемирного наследия, предмет национального достояния и державного достоинства России. Во время Великой Отечественной войны удалось эвакуировать в глубокий тыл нашей страны лишь часть одного из богатейших европейских собраний живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ряд разделов коллекций почти полностью перестал существовать. Спустя шесть десятилетий после великой Победы миллионы посетителей со всех континентов земного шара ежедневно, с восторгом, не стыдясь пафоса, отмечают чудо воссоздания бессмертного Петергофа.

Отрывок из «Творцы Петергофа» ,  Юрий Помпеев

Вернова, сохранность исторических памятников, коллекция, реставрация, экспозиция, Знаменов, Петергоф, культурное наследие, музей

Previous post Next post
Up