Дневник гида-переводчика, или Заметки полуграмотной деляги

Apr 22, 2012 03:19

Оригинал взят у bloha_v_svitereв Дневник гида-переводчика, или Заметки полуграмотной деляги
Как известно, работа гида-переводчика - сезонная. Весной - летом мы активно бегаем. Зимой - оченью, по большей части, отдыхаем и повышаем культурный уровень. А также занимаемся "продлением лицензий": наши петербургские музеи давно опробовали доходный бизнес по "добровольному" отнятию денег у населения в виде штампиков в лицензии. Колхоз, как известно, дело добровольное. Хочешь - ставь, не хочешь - не ставь. Чтоб поставить штампик - надо внести некоторую сумму, которая колеблется в зависимости от реальности мироощущения музеев.

Наиболее гуманный, и действительно профессиональный музей - Петропавловская крепость (на профессиональном сленге ППК). Там раз в три года читаются интересные лекции о последних научных изысканиях, и берется цена за это 500 рублей. Таким образом, заплатив 500 рублей за интересные лекции, три года мы можем ходить в ППК бесплатно (сам входной билет в музей стоит от 250 рублей) - легко понять, что оплачиваем стоимость двух входов раз в три года. Более того, музей никаким образом не препятствует, если мы захотим прийти в музей сами, без туристов - нам дают бесплатный билет.

Иная ситуация у гидов-переводчиков с крупнейшем музем мира. Сами понимаете, о чем идет речь. Директор этого прекрасного заведения нас вообще за людей не считает, в одном из писем в прокуратуру нас назвал "так называемые гиды" и "полуграмотные деляги" (вероятно, он лучше знает каким должен быть "грамотный деляга"). Продление права работать на год здесь стоит нам 3000 рублей с хвостиком (в зависимости от цен фирмы, которая организует этот штампик). Но самое жлобство состоит в том, что мы не можем прийти в этот величайший музей сами по себе, чтоб вдохнуть прекрасного и припасть к живительному роднику мировой культуры. Заплатив 3000 рублей за год (т.е. 30 входов в этот музей), если мы захотим прийти туда самостоятельным человеком, мы все равно должны купить туда билет! Минуточку: оплаченных 30 входов - это посещать любимый музей раз в десять дней. Вот это я, понимаю, и называется "грамотная деляга". Еще одно ноу-хау от этого музея было: ежегодно собирать деньги и провозглашать "консультации", о которых нас не оповещают. А на справедливые вопросы: за что, собственно платим, отвечать: "за консультации".

В этом году, наконец-то, нам объявили в открытом виде список консультаций и темы. Гидовский народ валом повалил. Музей, вероятно, и сам не ожидал такого интереса и такого количества человек.


Думается, самым распространенным вопросом/ответом в момент сбора был:

- Ты на что пришла?
- Назло музею! )))

Конечно, в гардеробе мест не было. Но для нас выделили вешалки Студенческого клуба. Приятно почувствовать себя молодой.


Милая барышня, вышедшая встретить группку гидов, была несколько удивлена наплывом. Нас бесплатно (!) провели в музей, поставили под большой вазой и милая барышня, срывая голос, пыталась разъяснить нам план действий. Народу было реально много - человек 300, и, конечно, тем кто находился сзади, ничего не было слышно. В конце концов, барышня срывающимся голосом провозгласила: "Кто пришел на лекцию о камнях", прошу следовать за мной. За ней последовали все пришедшие... Потом выяснилось, что научных сотрудников музея, способных в данный момент рассказать о камнях, только трое, поэтому оставшиеся пойдут на следующие лекции (по списку).

В нашей группе было человек 40. Еще один пример правильно организованной работы "грамотного деляги": в данном музее существует правило, по которому группа, в составе которой больше 6 человек, обязаны быть оснащена системой радиосвязи (разумеется, за счет фирмы, а не музея). В принципе, неплохо было бы следовать собственным правилам и выдать нам наушники, а научному сотруднику, ведущему занятие - микрофон, и дело пошло бы продуктивнее. Нет! Зачем?! Пусть научные сотрудники рвут голоса, а пришедшие на занятие гиды изо всех сил пытаются уловить ценнейшую информацию, ради которой они ЗАПЛАТИЛИ НЕМАЛЫЕ ДЕНЬГИ! В общем, человек сорок пошли слушать лекцию об изделиях из полудрагоценных камней в экспозиции музея. Без наушников.



На фотографии видно как те, кто не находился в непосредственной близости к вещающему научному сотруднику и находился на внешней стороны орбиты, напряженно прислушиваются, пытаясь уловить доносящиеся обрывки фраз.

Маленькое отступление об особенностях работы гида-переводчика. Когда мы ведем группу по музею, мы всегда следим, чтоб наши туристы нас видели и слышали. Поэтому, подойдя к "объекту" (картина, ваза, скульптура и т.д.), мы обязательно дождемся последнего туриста из своей группы (а туристы имеют обыкновение растягиваться метров на 20-25), и только после этого начинаем рассказ. Другая задача: говорить четко, внятно, чтоб было слышно, но и не чересчур громко, чтоб не мешать коллеге. Надо сказать, что с введением системы радио-гида эти задачи ушли сами собой, но в данном случае мы были без наушников и вправе были ожидать подобного от научного сотрудника.

Нет, бодрая сотрудница быстро перемещалась по залам музея, подойдя к "объекту", начинала говорить, не дожидаясь последнего, говорила не сильно громко, голос "не подавала", поэтому значительная часть информации просто не доходила до потребителя (до нас). Потом мы все-таки любезно попросили ее дожидаться замыкающих, но слышно было все равно весьма и весьма плохо.

По качеству занятия. Я, конечно, дилетант (но все же кандидат искусствоведения). Да, я скромный преподаватель. Но лекции читать умею, и экскурсии у меня неплохие (смею надеяться). Я, конечно, не сравниваю свои скромные знания с богатейшими познаниями научного сотрудника музея. Но все же, я бы хотела услышать РАССКАЗ, а не ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ, похожее на чтение амбарной книги. Мне хотелось бы узнать историю этих "объектов", как они поступили, кое-какую статистику (да, туристы обожают цифры - вес, объем, сколько стоит), интересные факты. А прочесть что из чего сделано можно и в каталоге. Хотя, конечно, большое спасибо, что нас избавили от самостоятельного прочтения каталога, любезно выделив нам научного сотрудника, который провел и показал нам эти объекты.

Я прилежно записывала названия камней. Вот те сокровенные знания, за которые я заплатила 3000 (три тысячи рублей):

- гранит сердобольский из Сортавалы
- бадахшанский лазурит
- байкальский лазурит
- мясной агат
- ленточная яшма
- белый кварц
- порфир
- трещиновидный кварц (или вариант: трещинный)
- калканская яшма
- ленточный/струистый - рисунок малахита
- ромбовидный / павлиний глаз - рисунок малахита
- мятый бархат -рисунок малахита
- брегчия (еще один вид яшмы)
- пестрый мрамор
- аммазонит
- пушкутдинская /ленточная яшма

Ну и типичный комментарий (обожаю формулировки научных сотрудников - без какой-либо иронии!): "Обратите внимание на красоту и изысканность декора вазы. Орнаментальный узор словно обтекает ововидное тулово, подчеркивая его совершенство".

Вот этот самый узор начинает стекать (плохо виден верх):


А это он уже стек:


Кстати, тот самый трещинновидный кварц!

Продолжение, надеюсь, плследует. Я полна решимости увеличить свои познания, оцененные в 3000 рублей.

экскурсии, экспозиции, культура, коллекция, музей, Петербург, искусство

Previous post Next post
Up