Через 2 месяца, 22 апреля, Калининград отметит 290-летие со дня рождения своего знаменитого земляка - философа с мировой известностью Иммануила Канта. Чем ближе красивая дата, тем громче и чаще говорят о немецком мыслителе. В одном из недавних интервью губернатор Цуканов заявил, что Иммануил Кант сегодня - это вообще «российский бренд». Ну что ж, можно и согласиться. Главное, чтобы об этом не забыли после первомайских праздников.
Дело в том, что нынешние разговоры - это далеко не первое «воскрешение» Канта в качестве «бренда» и «приманки» для туристов. Его имя часто и забывалось, и вновь загоралось яркой звездой.
ПЕРВОЕ «ВОСКРЕШЕНИЕ»
После смерти философа (печальное событие произошло 12 февраля 1804 года) о нем забыли лет на 50. Потом, видимо, осознав, с кем «делили» город, кенигсбержцы воздвигли ему памятник. Работу выполнил знаменитый скульптор Христиан Даниэль Раух. И в день 60-летия со дня смерти Иммануила Канта скульптуру установили неподалеку от его дома. Вскоре дом снесли, но памятник перенесли на Парадеплатц, к Кенигсбергскому университету, где он находился больше полувека. Во время второй мировой войны он бесследно исчез, и калининградцы были вынуждены довольствоваться лишь могилой знаменитого земляка.
ВТОРОЕ «ВОСКРЕШЕНИЕ»
Вторую жизнь в «бренд» Канта вдохнула графиня Марион фон Денхофф, и это случилось в конце 80-х годов уже 20 столетия. Уроженка Восточной Пруссии и потомок одного из старейших родов в Кенигсберге, графиня основала фонд с громким названием - «Фонд восстановления города Кенигсберга». Собственно, именно ее отец летом 1944 года демонтировал памятник Канту, когда шла массовая эвакуация культурных ценностей из охваченного войной региона. Но куда граф вывез скульптуру, неизвестно до сих пор - даже его дочь осталась в неведении. Ее попытки найти оригинал остались без успеха, и тогда Марион загорелась идеей воссоздать памятник.
- В 1991 году я получил заказ от графини фон Денхофф и шефа «Дойче Банка», герра Христиансена, на проектирование памятника Иммануилу Канту. В то время я как раз работал в Германии, - рассказывает калининградский архитектор Юрий Забуга. - Саму скульптуру воссоздавал Харальд Хааке, а я должен был «вписать» ее в пространство площади перед университетом.
Как рассказывает Забуга, задачу перед ним поставили, на первый взгляд, невыполнимую: проект должен был понравиться и «Дойче Банку», и Администрации Калининграда, но в первую очередь - графине фон Денхофф. Сама процедура предполагалась следующая: немецкая сторона финансирует изготовление скульптуры и доставку ее в Калининград, а наши власти берут на себя обязательства по ее установке и благоустройству прилегающей территории. На таких условиях ударили по рукам.
- Проект одобрили единодушно. По сути, я повторил общую композицию памятника Рауха, хотя никогда прежде его не видел! Узнал об этом, уже защитив свою работу, и пребывал по этому поводу в шоке - ведь история получилась мистическая, - рассказывает Юрий Забуга.
ОСТАНОВИЛИСЬ НА ПОЛПУТИ
К этому добавился еще один любопытный факт. Скульптуру установили на «родной» постамент. Можно считать, что сохранился он чудом: в советское время с него«срезали» имя Иммануила Канта, водрузили бюст Тельмана, назвали в честь «героя нового времени» и, соответственно, установили на одноименной улице. В начале 90-х постамент обнаружили «в заначке» на каких-то складах, заново «зачистили» и вновь «определили» под Канта.
На этом околомистические истории заканчиваются, на смену им пришла суровая реальность. Как следует из эскиза, памятник Канту должна была окружать гранитная полуротонда. Именно ее и «угадал» Забуга: практически такая же, как ее задумал Раух, обрамляла скульптуру сто лет назад. Уже успели соорудить и ее основание, как вдруг все переигралось. Как поясняет архитектор, постепенно культурное мероприятие все больше политизировалось: «Ожидалось, что на открытие памятника прибудут многочисленные правительственные делегации. Университет, у которого устанавливали скульптуру, выглядел в то время запущенным, и показать его таким равнялось позору. Вероятно, все деньги, выделенные на ротонду, пустили на покраску фасадов».
Оно, наверняка, так и нужно было сделать. Только вот после официальной церемонии открытия памятника, 22 апреля 1992 года, про полуротонду уже не вспоминали. А не так давно вокруг постамента установили невысокую оградку, почему-то квадратную - внутри круглого основания. Честно говоря, в потемках она напоминает кладбищенскую.
- По моему мнению, композиция осталась незавершенной, и Кант выглядит довольно сиротливо. Есть смысл завершить оригинальный проект, - считает Юрий Забуга.
ТРЕТЬЕ «ВОСКРЕШЕНИЕ»
Тем более, Иммануил Кант снова «под прицелом» всеобщего внимания. Как уточнил губернатор Цуканов, впереди нас ждут не только юбилейные мероприятия, но и «прежде всего, восстановление тех кантовских мест, которые еще остались. Мы все их постараемся привести в порядок». Речь идет, среди прочего, и о нашумевшем в последнее время домике пастора в поселке Веселовка Черняховского района. Якобы Кант в нем останавливался, а то и жил некоторое время. Это здание решено «реанимировать», хотя многие специалисты убеждены, что даже фундамент в этом доме вряд ли «ощущал» поступь великого философа - так как скорее всего был заложен после его смерти.
Как бы там ни было, если уж заниматься продвижением «российского бренда», так до конца, не бросая на полдороги. Одну незаконченную историю мы уже знаем. О ней напоминает сам Иммануил Кант, со своего постамента в тонкой черной оградке.
Фото 1992 года (установка памятника Иммануилу Канту) - из личного архива архитектора Юрия Забуги. Спасибо!)
Кстати, он знает еще массу любопытнейших историй про Канта...)
****
Продолжение истории.
Случайно наткнулась на фото с изображением памятника Канту, установленному на Парадеплатц. Оказывается, оградка была...))