И раз уж пошла театральная тема.
На днях нам с подругой презентовали проходки на "фоменок" - на спектакль "Русский человек на rendez-vous" по Тургеневу . Собственно, презентовали их подруге и ее спутнику, но пошла в итоге жадная Леся. Сколько уж раз я зарекалась, что больше к "фоменкам" ни ногой, ну, разве что на "Одну абсолютно счастливую деревню" (если вдруг). И все равно иду, "как агнец кроткий, обреченный на закланье". Почему? Потому что считается, будто это лучший столичный театр, будто в нем играют лучшие актеры, и еще потому, что всего 20-30 минут пешего хода от дома.
Мужчина в соседнем кресле принял меня за профессионального критика, пришлось сделать умное лицо. В антракте я подбивала подругу смыться, но она, хоть сама клевала носом все первое отделение, уперлась. Спас счастливый случай: нас сдвинули с хороших мест зрители, которые купили билет, но опоздали к началу, а наши законные боковушки оказались заняты жалобными студентами-"зайцами". "Это знак", - возвестила подруга, и мы, как школьницы, хохоча и перепрыгивая через ступеньки, ринулись в гардероб.
Признаться, я даже не могу толком объяснить, что было не так. Постановка Каменьковича была, как всегда, изобретательна, актеры играли, как всегда, безупречно, не подкопаешься. А не цепляет. Думаю, дело в этом самом "как всегда". Да, "Мастерская Петра Фоменко" производит лучшие детали на нашем большом заводе "Москва", только детали эти - штамповка. Высокотехнологичная, идеальная, но штамповка. Совершенная штамповка, и я даже не буду извиняться за каламбур.
Иное дело театр "ОКОЛО".
Буквально на втором спектакле, на который я туда пришла, на сцену вышел мой дедушка Володя (к слову сказать, покойный). Черты лица, серебристая щетина, сутулость в плечах, кепка, жестикуляция, манера говорить - совпадало всё! Дома я немедленно полезла в программку - оказалось, это был Юрий Погребничко, создатель и худрук "ОКОЛО". И я поняла, что этот театр станет мне родным.
Если человек пришел со мной сюда впервые, в антракте он обязательно ко мне повернется и спросит: «Леся, ЧТО ЭТО?» - «Знаешь, что такое ”Магический глаз”? - отвечаю я. - Будешь смотреть, напрягая мозги и зрение - не увидишь ничего. Расслабься, не ищи логики, не цепляйся за причины и следствия, не жди, что ружье обязательно выстрелит».
Спектакли «ОКОЛО» - многослойны, вкушать их следует медленно, смакуя каждый штрих, каждый нюанс. В «Трех мушкетерах» Атоса, Портоса и Арамиса играют старики, вместо шпаг на боку игрушечные имитации из проволоки. Вот они входят по диагонали в зал, останавливаются, поворачиваются, а на их допотопных, послевоенного образца пиджачках - орденские планки. И пространство и время сразу схлопываются, и ты понимаешь, что история, рассказанная Дюма, не нафталин, где «сыпется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет», что все повторяется по спирали - в прошлом, настоящем и, надо думать, будущем. Погребничко просто сжимает эту спираль, и точки, находящиеся одна над другой на разных витках, сливаются в единое целое - полновесное, многомерное. Наблюдать за этим - подлинное удовольствие.
Отчего-то мне сразу понятно, почему колючий Васенька Сарафанов в «Старшем сыне» (этого персонажа обычно играют трогательным и вызывающим сочувствие) одет в шелковый фрак на голое тело, ватник и зэковскую ушанку - да потому что он подросток, личность еще не оформившаяся и могущая качнуться в любую сторону, как преступления, так и возвышенных переживаний. А туфли у папаши Сарафанова белые и остро дисгармонирующие с его затрапезным общим видом, так это потому, что он играет на похоронах (обыграна шутка «в белых тапочках»), но душа у него светлая и грязь к нему не липнет. Попробуйте прийти с кладбища в чистой обуви! А Сарафанов приходит. И так далее, и так далее, всё чудесатее, всё страньше - и восхитительнее.
У Погребничко совершенно необыкновенные актеры. Их лица хочется рассматривать бесконечно. А как поет Наталья Рожкова - это вообще отдельная песня, и я снова не буду извиняться за каламбур. Но, пожалуй, самый удивительный из них - Алексей Левинский. Когда я узнала, что именно он играет Алису в «Алисе в Стране чудес», я побежала и купила билет в первом ряду. Спектакль еще только через три недели, а я уже предвкушаааааю.
Вот такая Алиса:
P.S.: кстати, «ОКОЛО» - пожалуй, самый выгодный в Москве театр с точки зрения зрителя. Про Погребничко я была наслышана давно, но думала, что его удивительные спектакли, увешанные премиями и наградами, стоят сумасшедших денег. Оказалось, билеты на них продают по 200-600 рублей. 600 рублей за место в первом ряду! Дмитрий Быков и Гришковец вот не стесняются просить по 5000 рэ за партер. А на сцене, между прочим, один выступающий, два стула и микрофон. Быков хотя бы через пару дней выложил запись своего концерта в Интернет. Гришковец, вот увидите, будет выжимать деньги до последнего.
Кстати, спектакль "Оккупация - милое дело. О, Федерико!" выдвинут на нынешнюю "Золотую маску" (билеты еще можно купить на сайте "ОКОЛО"). От всей души желаю своему любимому театру победы во всех номинациях.