ОКОЛО. Театральное

Feb 03, 2013 01:08

И раз уж пошла театральная тема.
На днях нам с подругой презентовали проходки на "фоменок" - на спектакль "Русский человек на rendez-vous" по Тургеневу . Собственно, презентовали их подруге и ее спутнику, но пошла в итоге жадная Леся. Сколько уж раз я зарекалась, что больше к "фоменкам" ни ногой, ну, разве что на "Одну абсолютно счастливую деревню" (если вдруг). И все равно иду, "как агнец кроткий, обреченный на закланье". Почему? Потому что считается, будто это лучший столичный театр, будто в нем играют лучшие актеры, и еще потому, что всего 20-30 минут пешего хода от дома.
Мужчина в соседнем кресле принял меня за профессионального критика, пришлось сделать умное лицо. В антракте я подбивала подругу смыться, но она, хоть сама клевала носом все первое отделение, уперлась. Спас счастливый случай: нас сдвинули с хороших мест зрители, которые купили билет, но опоздали к началу, а наши законные боковушки оказались заняты жалобными студентами-"зайцами". "Это знак", - возвестила подруга, и мы, как школьницы, хохоча и перепрыгивая через ступеньки, ринулись в гардероб.
Признаться, я даже не могу толком объяснить, что было не так. Постановка Каменьковича была, как всегда, изобретательна, актеры играли, как всегда, безупречно, не подкопаешься. А не цепляет. Думаю, дело в этом самом "как всегда". Да, "Мастерская Петра Фоменко" производит лучшие детали на нашем большом заводе "Москва", только детали эти - штамповка. Высокотехнологичная, идеальная, но штамповка. Совершенная штамповка, и я даже не буду извиняться за каламбур.

Иное дело театр "ОКОЛО".
Буквально на втором спектакле, на который я туда пришла, на сцену вышел мой дедушка Володя (к слову сказать, покойный). Черты лица, серебристая щетина, сутулость в плечах, кепка, жестикуляция, манера говорить - совпадало всё! Дома я немедленно полезла в программку - оказалось, это был Юрий Погребничко, создатель и худрук "ОКОЛО". И я поняла, что этот театр станет мне родным.
Если человек пришел со мной сюда впервые, в антракте он обязательно ко мне повернется и спросит: «Леся, ЧТО ЭТО?» - «Знаешь, что такое ”Магический глаз”? - отвечаю я. - Будешь смотреть, напрягая мозги и зрение - не увидишь ничего. Расслабься, не ищи логики, не цепляйся за причины и следствия, не жди, что ружье обязательно выстрелит».
Спектакли «ОКОЛО» - многослойны, вкушать их следует медленно, смакуя каждый штрих, каждый нюанс. В «Трех мушкетерах» Атоса, Портоса и Арамиса играют старики, вместо шпаг на боку игрушечные имитации из проволоки. Вот они входят по диагонали в зал, останавливаются, поворачиваются, а на их допотопных, послевоенного образца пиджачках - орденские планки. И пространство и время сразу схлопываются, и ты понимаешь, что история, рассказанная Дюма, не нафталин, где «сыпется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет», что все повторяется по спирали - в прошлом, настоящем и, надо думать, будущем. Погребничко просто сжимает эту спираль, и точки, находящиеся одна над другой на разных витках, сливаются в единое целое - полновесное, многомерное. Наблюдать за этим - подлинное удовольствие.
Отчего-то мне сразу понятно, почему колючий Васенька Сарафанов в «Старшем сыне» (этого персонажа обычно играют трогательным и вызывающим сочувствие) одет в шелковый фрак на голое тело, ватник и зэковскую ушанку - да потому что он подросток, личность еще не оформившаяся и могущая качнуться в любую сторону, как преступления, так и возвышенных переживаний. А туфли у папаши Сарафанова белые и остро дисгармонирующие с его затрапезным общим видом, так это потому, что он играет на похоронах (обыграна шутка «в белых тапочках»), но душа у него светлая и грязь к нему не липнет. Попробуйте прийти с кладбища в чистой обуви! А Сарафанов приходит. И так далее, и так далее, всё чудесатее, всё страньше - и восхитительнее.
У Погребничко совершенно необыкновенные актеры. Их лица хочется рассматривать бесконечно. А как поет Наталья Рожкова - это вообще отдельная песня, и я снова не буду извиняться за каламбур. Но, пожалуй, самый удивительный из них - Алексей Левинский. Когда я узнала, что именно он играет Алису в «Алисе в Стране чудес», я побежала и купила билет в первом ряду. Спектакль еще только через три недели, а я уже предвкушаааааю.

Вот такая Алиса:

P.S.: кстати, «ОКОЛО» - пожалуй, самый выгодный в Москве театр с точки зрения зрителя. Про Погребничко я была наслышана давно, но думала, что его удивительные спектакли, увешанные премиями и наградами, стоят сумасшедших денег. Оказалось, билеты на них продают по 200-600 рублей. 600 рублей за место в первом ряду! Дмитрий Быков и Гришковец вот не стесняются просить по 5000 рэ за партер. А на сцене, между прочим, один выступающий, два стула и микрофон. Быков хотя бы через пару дней выложил запись своего концерта в Интернет. Гришковец, вот увидите, будет выжимать деньги до последнего.
Кстати, спектакль "Оккупация - милое дело. О, Федерико!" выдвинут на нынешнюю "Золотую маску" (билеты еще можно купить на сайте "ОКОЛО"). От всей души желаю своему любимому театру победы во всех номинациях.
Previous post Next post
Up