Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных

Oct 12, 2012 21:26


Прежде чем продолжить писать про города, вынужден написать ещё один пост.

В последнее время мне удалось много с кем испортить отношения - по самым разным причинам. Так что теперь, когда никто меня не сдерживает в выражении некоторых моих позиций, пришла пора высказывать свои взгляды налево и направо и окончательно выяснить, с кем имеет смысл продолжать, если так можно выразиться, 'социальное сотрудничество', а с кем вовсе не имеет.

Началось всё с того, что я избавился от стереотипов и иллюзий по поводу толерантности. Некоторое время назад меня всерьёз убедили, что к приобретённым признакам надо относиться снисходительно и даже уважительно. Теперь же я, наконец, понял, что это очередная европейская чепуха, которая призвана оправдать всех в своём невежестве (в том числе и вас - да, вот именно вас; меня тоже, впрочем). И я отправился в другую крайность, и вот оно, моё новое правило: надлежит относиться толерантно, с пониманием ко всем врождённым, а также непроизвольно приобретённым признакам; к осознанным решениям и следующим из них признакам следует относиться как можно более скептически. Под скептическим отношением, естественно, я не обязательно понимаю плохое. Плохим оно будет только тогда, когда соответствующее решение будет отражать глупость (тут каждый волен придумывать свои критерии).

Мой новый подход очень удобен для объяснения собственных, интуитивно возникающих представлений. Ну и для всякой классификации людей.

Разумеется, вся эта незамысловатая концепция появилась главным образом для того, чтобы я мог аргументировать своё отношение к религии (ну а что бы вы думали?). Последние месяцы религия занимает всё более и более важное место в моей башке, потому что столько всякой чуши происходит из-за разных верующих разных вероисповеданий, и мне поднадоело их всех оправдывать. Причём в моих любимых странах такого особенно много. Религия - самая большая и корневая проблема Бразилии, Грузии, отчасти Сербии и Венесуэлы.

Теперь пришло время поговорить и о религии. Ясно, что если я не превращусь в Мафусаила, который, как мне сызмалетства известно из выдающейся оперы Гершвина 'Porgy and Bess' (композиция 'It Ain't Necessarily So'), прожил, согласно легенде, девятьсот лет, - так вот, если я не стану Мафусаилом, то я, увы, никогда не увижу заката религии. Но, тем не менее, работа предстоит очень большая.

Во-первых, необходимо будет заняться просвещением. Популяризацией науки. Развеять и разрушить пережиточные моральные устои (про аборты, геев, многожёнство) и ошибочные представления (креационистские и пр.).

Во-вторых, провести 'показательную' работу. Наглядно продемонстрировать, что многие религиозные канонические книги не противоречивее одна другой, то есть даже если принять, что какая-либо из религий 'верна', вероятность того, что верующий попал именно в 'ту', истинную религию, исчезающе мала. Продемонстрировать мифический характер большинства религиозный книг, объяснить, как те или иные мифы могли возникнуть и почему они могли быть включены в соответствующие книги.

На этом этапе можно будет предлагать разграничивать религию и мораль, чтобы вышедший из религии человек (а их будет уже порядочно) не подумал, что теперь можно воровать и убивать кого ни глядя.

Затем можно будет заострять внимание на противоречивых моментах в самой религии. Понятно, что только самые упёртые к этому моменту продолжат воспринимать свои 'святые' книги буквально, а большинство прекратит эту пагубную практику. И после этого религия начнёт отмирать сама собой.

Останется только самый её костяк - агностицизм. Мир разделится на два лагеря, одни будут допускать существование некой демиуржной природной силы, вторые - нет. Этот спор уже может быть не слепым, а разумным.

Поскольку планируемая гениальная операция займёт не одно десятилетие и, вероятно, больше века, моё мнение к тому моменту будет иметь ещё меньшее влияние, нежели сейчас. Но на всякий случай всё равно его зафиксирую для моих будущих биографов: существование подобной силы я допускаю на правах избыточной, точно так же, как можно постулировать какую угодно чушь - на реальном мире это никак не отразится.

***

Когда я начал недели полторы назад свою новую миссионерскую (или, если угодно, антимиссионерскую) деятельность, ужасающим образом выяснилось, что, оказывается, у меня бабушка до сих пор верит в бога. Не знаю уж, христианского или иудейского - родители у неё вроде как были иудеями (хотя об этом у меня в семье, к счастью, никогда было не принято говорить), но и свинину она наверняка ест. Но и "Библию" навряд ли читала.

Кстати, о свинине: этнологический аспект религии меня даже порой интересует, и вообще я люблю малые народы вместе со всеми их заскоками (кроме оленеводства, меня чуть не стошнило от фотографии оленьей крови, самодийского лакомства). Увы, эта любовь мне больше напоминает зоопарк, чем любовь к ближнему :). И я не считаю, что от христианства нет никакой пользы: обожаю католическую музыку, особенно Перголези и Райнбергера. И баптистскую негритянскую музыку. И бароччные <я знаю, как в словаре, но настаиваю и на орфографиях 'одессский' и 'колоннный'> костёлы мало каким архитектурным стилям уступают, разве только сталинский ампир мне больше нравится да некоторый (редко какой) модернизм.

Следующим городом будет либо Богота, либо Куско, либо Похту-Алэгри, либо Белград, либо Гонконг, либо Кострома, либо Вологда, либо Торонто, либо... Короче, я не определился :).

***

Только что подумал, что мой пост выглядит как заявление моего приятеля-евангелика: 'Não tenho preconceito contra os homossexuais, eu amo eles, só não amo a homossexualidade'. Вот и я так же. Я знаю, что у меня есть во френдах несколько прекрасных учёных (и учёных в перспективе), при этом христиан. Мне это сочетание глубоко непонятно, и я стараюсь об этом не задумываться. Но и ладно; обычно я довольствуюсь тем, что человек хороший, а тут ещё и умные до кучи, ну чего ещё надо?

И да, я согласен с тем, что христиане (особенно евангелики, меньше католики, православные совсем нет) в среднем добрее и порядочнее, чем мы. Но, как ни крути, я люблю правду, истинную и непреложную. Поэтому ложь себе для спокойствия (а именно этим и является религия) не считаю правильной. Вообще, как вы уже заметили, я игнорирую народную мудрость про 'больше знаешь - крепче спишь'.

И иногда жалею, что нет никакой загробной жизни. Хорошо бы она была. Аж Вольтера вспомнил, il faudrait l'inventer, но кондисьонэль тут не к месту, увы.

русский, religião

Previous post Next post
Up