Of Neandertals' Past and Present

Jun 10, 2014 01:06

Всё никак не соберусь написать о международном симпозиуме по неандертальцам, прошедшем две недели назад в Голвэе, в котором я принял участие.

1.


Симпозиум был посвящён стопятидесятилетию выделения неандертальцев в отдельный вид голвэйским профессором геологии Уильямом Кингом.

Изучив гипсовый слепок с найденного в Неандертальской долине черепа, Кинг пришёл к выводу, что найденное существо не может быть отнесено ни к обезьянам, ни к современным людям, о чём и сообщил на очередной сессии британского "Общества по распространению науки" в 1864-ом году. Тогда же он предложил и таксономическое название нового вида: Homo neanderthalensis.

2.


Предложение Кинга в полной мере оценили лишь полстолетия спустя, когда количество и древность найденных останков первобытных людей окончательно лишили смысла прежнее, популяризованное немецкими палеонтологами, название неандертальцев: Homo primigenius ("человек первобытный").

На фотографии выше палеонтологическая коллекция Уильяма Кинга в музее Голвэйского университета. Гипсовый слепок черепа из Неандерталя можно видеть на второй полке, справа от портрета Кинга.

3.


Симпозиум собрал весь цвет европейской и американской палеонтологии: присутствовали Сванте Паабо из лейпцигского Института эволюционной антропологии им. Макса Планка, Катерина Харвати из Тюбингена, Питер Эндрюс, коллега Луиса Лики и сооткрыватель Олдувайского ущелья, и т.д. Увы, никого из российских учёных не было, но открытия Деревянко, Шункова и остальных на Алтае, в Усть-Ишиме и в Азыхских пещерах в Нагорном Карабахе упоминались.

4.


Основной темой симпозиума было положение неандертальцев по отношению как к современным, так и к доисторическим людям, в свете последних открытий. Если быть более конкретным, то собравшихся в Голвэе учёных интересовал вопрос, уместно ли было бы изменение таксономического наименования неандертальцев с Homo neanderthalensis на всё более популярное Homo sapiens neanderthalensis.
Но насколько эти neanderthalensis были действительно sapiens? Большинство среди присутствовавших были весьма скептично настроены на этот счёт.

5.


Вопрос о разумности тесно связан с вопросом разговорной речи, что для палеоантропологов означает наличие речевого аппарата, близкого к нашему. Целых три доклада на симпозиуме были посвящены строению носоглотки неандертальцев.

На фотографии выше Роберт МакКарти из Аризонского университета рассказывает о результатах, полученных группой под его руководством по восстановлению голоса неандертальцев. Исходили они при этом из квантальной теории речи. Группа даже воспроизвела некоторые звуки, которые могли издавать неандертальцы, но аудиозаписи из-за технического сбоя проиграть не удалось, и проф. МакКарти был вынужден вокализировать их вживую.
Выступление МакКарти стало одним из самых обсуждаемых на симпозиуме: открытия его группы недвусмысленно говорили о физиологической возможности неандертальцев связно говорить, - несмотря на то, что сам МакКарти отмечал маловероятность этого ввиду их слишком короткой шеи и гортани, затруднявшими производство связной речи в том виде, в каком понимаем её мы.

Не обойдена вниманием была и материальная культура, но здесь мало кто смог что-либо добавить к уже известному. Помимо мустьерской техники обработки камня, выдающей большую степень технической осведомлённости по сравнению с гейдельбергскими людьми, от неандертальцев не осталось почти ничего из предметов их быта. Безусловно лишь то, что они знали исключительно оружие ближнего боя, - копья и топоры; об этом свидетельствуют и многие из найденных мужских скелетов, имеющие следы характерных переломов, которые можно получить лишь от сильных ударов крупного рогатого скота, - свидетельства необходимости охотиться с близкого расстояния.
Тем не менее, теория о возможном существовании у неандертальцев мореплавания получила косвенное подтверждение в свете недавних открытий Кристины Популии из Университета Крита. Проведённый ей сравнительный анализ каменных орудий, найденых по обе стороны Гибралтарского пролива, а также в Северной Греции и на Крите, свидетельствует об одной и той же технике обработки, которую жителям обоих берегов можно было узнать лишь посредством морского сообщения друг с другом.

6.


Центральным событием симпозиума была открытая лекция Сванте Паабо о неандертальском геноме, который был расшифрован группой под его руководством, и геноме денисовцев, над расшифровкой которого они работают сейчас.

Выяснилось, что в геномe Homo sapiens денисовских генов даже больше, чем неандертальских: до 7%, против 2-4% последних. Но при этом в гораздо большей степени генетических заимствований у денисовцев было обнаружено среди монголоидов, америндов и особенно полинезийцев, что свидетельствует об их широком распространении на востоке Евразии, включая тогдашние Берингию и Сундалэнд. Кроме того, геном денисовцев свидетельствует об их гораздо более тесных связях с неандертальцами, так что некоторые даже предлагают считать их подвидом последних. Сам Паабо несогласен с такой характеристикой, поскольку геном денисовцев, несмотря на все заимствования, остаётся во многом уникальным по отношению как к неандертальскому, так и к кроманьонскому.

Как и с неандертальцами, денисовских генов не обнаружилось только у представителей негроидной расы.

7.


На фотографии выше голубым обозначена сфера распространения неандертальцев, красным - денисовцев, на 50 000 лет до Р.Х.; чёрные стрелки показывают основные направления миграции кроманьонцев из Африки, а восклицательными знаками обозначены регионы наиболее вероятного их пересечения и генетического смешения с неандертальцами и денисовцами. Как видно из схемы, одним из таких регионов лейпцигские палеонтологи находят Среднюю Азию, где Окладниковым были найдены неандертальские останки, впоследствии подтвердившие генетическую связь их европейской и сибирской ветвей.

8.


По поводу выводов, которые можно сделать из факта наличия у нас неандертальских и денисовских генов, у нас с Паабо вышла дискуссия.

Картина генетических заимствований, выглядящая довольно просто в представлении палеоантропологов - "если есть гены, значит, был половой контакт", предстаёт гораздо более сложной для этнологов. Дело в том, что любое племя охотников-собирателей довольно охранительно относиться к своим сексуальным контактам: половая связь экзогамного характера (последнее, - в силу часто наблюдаемого в малых группах, аналогичных тем, в которых жили кроманьонцы и неандертальцы, эффекта Вестермарка) осуществляется лишь с теми, с кем у племени был предварительно осуществлён успешный культурный контакт. Это, в свою очередь, подразумевает нахождение общего языка, - в фигуральном и в переносном смысле, между двумя экзогамными группами.

Паабо возразил, что далеко не всегда подобные контакты осуществляются культурным способом: могло иметь место изнасилование. Допуская, что и такое было, мне слабо верится, что это, во-первых, происходило во всех случаях без исключения, а во-вторых, потому, что выживаемость родившихся от подобной связи младенцев была бы почти нулевая. Встречаемые в фольклоре столь многих народов истории о "перевёртышах", "эльфовых детях" и т.д. имеют под собой мрачную историю умерщвления младенцев, чьё происхождение группе неизвестно или, что ещё опаснее, зачатых от представителей групп, не имеющих прочной экзогамной связи с группой матери или даже враждебных ей. Чтобы у неандертальского ребёнка были шансы на выживание в племени кроманьонцев, между племенами отца и матери должен был быть брачный договор. А определить неандертальского младенца, как объяснила Катерина Харвати в своём докладе, было очень просто: в силу их более высокого уровня метаболизма, неандерталькие дети росли быстрее кроманьонских и уже с первых недель могли без труда определяться по форме черепа и носа.

Таким образом, с точки зрения этнологии эти 2% неандертальских генов у нас являются довольно весомым подтверждением разумности неандертальцев. Паабо остался неубеждён.

9.


Сторонников изречения, что "отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия", неожиданно оказалось больше, чем я ожидал. На общем обсуждении, которым заканчивался симпозиум, Фред Смит из Иллинойского университета (в галстуке-бабочке) выступил с очередным опровержением идей о разумности неандертальцев, апеллируя к отсутствию археологических свидетельств о существовании у них культуры. На это сразу несколько человек с нижних рядов заметили ему, что и от целого списка народов современного человека не осталось почти ничего, кроме этнографических свидетельств: в качестве самого яркого примера привели огнеземельцев. Более того: подобно неандертальцам, огнеземельцы не шили одежду, что не мешало им на протяжении тысяч лет выживать в довольно-таки экстремальных климатических условиях, похожих на плейстоценовую Евразию.

Симпозиум завершился согласием большинства участников в том, что нынешнее название неандертальцев, хотя и несколько устаревшее, лучше оставить без изменений, - до тех пор, пока не появятся более убедительные доказательства, потребующие соответствующей таксономической переоценки.

10.


Я же завершу эту запись фотографией скульптуры неандертальской девочки из музея Крапинской пещеры в Хорватии, а также объявлением, которое делаю с ведома и разрешения Тани Кинг, директора международного проекта раскопок в Азыхских пещерах (увы, сайт пока не реконструкции, но подробнее можно почитать здесь и здесь) в Нагорном Карабахе.

В проект на раскопки постоянно требуются волонтёры. Археологическое образование и опыт работы на раскопках при этом не обязательны. Поэтому, если у кого-то возникнет желание провести активный отдых с пользой для мировой науки, - смело подавайте заявки (по восстановлении сайта).

Я сам надеюсь съездить туда следующим летом, если диссертация не съест.
Previous post Next post
Up