Сегодня Пушкинский день. Я стараюсь обходить стороной громкоголосые праздники. Пушкин - он у каждого свой. Я пока только начинаю его открывать. И строки, заученные с детства, вдруг прорастают истинным важным смыслом.
Ну, например, про «милость к падшим». Или вот сегодня вертится в голове «Есть упоение в бою у смертной битвы на краю». И то, и другое - о самом главном. О необходимости поступать по чести, о какой-то внутренней невозможности прогнуться перед обстоятельствами, поступить как выгодно, смолчать, отсидеться в стороне, скорчив презрительную всезнающую мину.
Вчера я дочитала книгу Дарьи Вильке «Шутовской колпак», она вышла в издательстве "Самокат".
Ее представление будет в субботу на книжном фестивале. В 18 часов.
А час назад в новостях услышала, что на след. неделе будут обсуждать - и принимать в последнем чтении - закон запрещающий «оправдание гомосексуализма». Как-то так он называется. Это страшный закон, потому что запрещает нам милосердие и наказывает за попытку понять непохожих на нас. Это закон бесчеловечный. Зверский. По отношению к нам всем, но особенно, конечно, к детям, которые совершенно беззащитны, к подросткам, которым и так нелегко в их подростковом возрасте. Вместо попытки понять, вместо разговора, который лечит и спасает, он предлагает нам одно: «Ату!» Это очередной закон стравливающий общество и раскручивающий, подстегивающий человеконенавистничество. Я думаю о детях, родившихся не такими как все и не знающих, что делать с самими собой, и о их родителях и учителях, которым теперь законодательно запрещено их «оправдывать», т. е. пытаться понять и полюбить такими как есть.
Книга Дарьи Вильке именно об этом.
В появившихся уже рецензиях не говорится впрямую о том, что это книга о людях «нетрадиционной ориентации», геях, «педрилах». И это не замалчивание, а тоже правда, потому что, как всякое произведение искусства, повесть «Шутовской колпак» не есть обмылок одной идеи. Эта книга о людях - красивых, талантливых и сложных, не вписывающихся в жестокие моральные ( а на самом-то деле аморальные) рамки - но людях настоящих, верных, честных, ищущих, сопереживающих. А еще - и это самое главное - о праве и потребности быть самими собой. И потому эта книга возвращает нам человеческое лицо, не дает спрятаться под шутовским колпаком и напоминает: самое страшное - пережить унижение другого, даже неблизкого, а может, и неприятного тебе человека. И что самое подлое - бить под дых, гнать и добивать человека за то, что он не в силах изменить.
Я слушаю гаденькое радио и думаю о том, какая сила заставляет Дашу Вильке вступаться за этих гонимых. И о том, как трудно ей было сделать этот шаг, И как невозможно было его не сделать - не только написать честную книгу, но и выйти ее защищать прилюдно. Поэтому я обязательно приду на презентацию в субботу.
И приглашаю вас: придите, подставьте плечо. Не будем митинговать, но разговор о том, как сохранить честь и достоинство необходим. И как спасти гонимого - тоже.
Это нужно не только автору и издателю. Это нужно нам. Чтобы не стать хуже зверей. Звери не убивают своих детей. Они защищают их до последнего.
Предают только люди.