Детская литература - что за зверь? Обрывки мыслей

Feb 10, 2013 12:38

 Сразу после творческих сидений с детскими писателями, я отправилась в ИМЛИ на виртуальную лекцию известного специалиста по детской литературе Марии Николаевой, которая сейчас преподает в Кембридже.
Лекция была посвящена тому, как ребенок воспринимает книгу и поэтому очень перекликалась с тем, о чем мы спорили сутра.

(Надеюсь, что одна интересующаяся девушка возьмется, как собиралась, расшифровать запись с диктофона. Когда-нибудь).
А пока несколько цитат из беглых и неполных записей. Как раз про то, что мы обсуждали: насколько допустима рефлексия, описания и прочие сложности в детском тексте. Отсюда полемика с расхожим тезисом: Пишу для себя.

Извините, что цитирую очень схематично. Но стараюсь избежать превратных толкований чужих мыслей.

  • Детская литература - сюжет преобладает над изображением внутреннего мира

Герой ДЛ непрозрачный, мы в его мысли не проникаем, нам некогда, а ему надо действовать

  • Эмпатия.

Ребенку не так просто, как кажется, понимать чувства и переживания героев. (Если мы вспоминаем, что якобы «все понимали» в детстве - это аберрация нашей взрослой памяти)

Более глубокое понимание развивается в подростковом возрасте.

  • Два способа восприятия текста:

Перенос опыта из жизни в текст - «точно, как у меня» (Эгоцентризм ребенка и подростка)

Из текста в жизнь: «А я про это читал» (Подражание лит.героям)

В ДЛ чаще из жизни в текст («ложная атрибуция»). Незрелая читательская реакция.

  • Теория повествования: показывать +/или рассказывать?

В ДЛ преобладает голос повествователя

Не сказать: ему страшно, а показать и обратить читателя к собственной памяти.

Книжки-картинки, где значительная часть содержания передается изображением.

Эмоции, связанные с телесностью: радуемся - машем руками; грустим - опускаем голову, съеживаемся.

Одного языка нам не хватает, чтобы выразить эмоции. Эмоции - врожденное, они появились раньше языка. Язык не способен выразить всего.

Жизненный опыт и память ребенка ограничены. Не развито чувство собственного Я. Его возможности самоанализа ограничены.

Ему сложно оперировать противоречивыми сведениями, проектировать и предвосхищать.

Мифологическое сознание: ребенок постепенно учится отличать вымысел от реальности. Частые вопросы автору: Вы правда это видели, пережили и т.д.

Детская литература

Previous post Next post
Up