Выставка Ткани Москвы (1910-е - 1970-е)

Jan 04, 2020 19:48

Недавно где-то встречала, что допуск женщин на свободный рынок (равноправие в работе) автоматически повышает ВВП страны на 15%. Именно с этого ракурса я вдруг посмотрела на выставку "Ткани Москвы" и на фарфоровые статуэтки в Русском музее в Питере, - с точки зрения женщин, которые проявили в полной мере свой талант. Подумалось, что при всех ужасных недостатках чуть ли не главное достижение коммунистов - то, насколько быстро они внедрили равноправие полов (тогда как в Германии, например, вплоть до 1970-х замужняя женщина, желающая работать, должна была принести справку от мужа, что он не против). В СССР женщины сразу вышли в авангард - художницы, графики, дизайнеры, умелицы.

Выставка тканей в Музее Москвы - ну прям очень хороша, считается одним из самых значительных культурных событий прошлого года, и продлена до 2 февраля (!). Мне повезло побывать там с кураторской экскурсией. Если тезисно, то так:

До революции в Москве было штук шесть крупнейших продвинутых текстильных фабрик, эта отрасль очень быстро развивалась и успешно конкурировала с Европой.

Что касается рисунков тканей - многое покупалось у французских дизайнеров (так делали и европейские фабрики), но были и свои самобытные гении, например Оскар Грюн - его орнамент 1913 года предугадал шестидесятые.



После революции все связи оборвались, и фабрики спешно стали придумывать новые концепции. Почти всё, что дошло до нас, - с Трехгорной мануфактуры, от архива других фабрик почти ничего не осталось во многом из-за развала в 90-х.

В числе самых продвинутых учениц Грюна, карьера которой очень быстро пошла вверх - сестра Маяковского, Людмила. Она вела во ВХУТЕМАСе курс "аэрографии", такой а-ля трехмерной печати.



Никаких больше цветочков, на тканях заиграл абстракционизм. Варвара Степанова, Любовь Попова зажгли так, что хоть сегодня надевай.


Это Степанова



Попова

Смешное направление - агитпроп на тканях - с пионерами от Грюна, и всяческой всячиной - от аэропланов до байдарок, которую интересно расшифровывать.





















Сохранились в том числе большие оригинальные ткани для мероприятий в Турции и Китае, и на них видны караваны и хлопок.












Новый виток индустрия получила в период оттепели, когда стали приезжать иностранцы, которые охотно покупали платки и косынки, и в моду вообще вошло все цветастое. Иногда бросались к лубку, дымковской игрушке, потом опять к цветам и абстракции.























Многие художницы были "безымянны", их продукцию выпускала фабрика под своим брендом. Но о некоторых стало хорошо известно - чаще всего, благодаря потомкам. Анна Андреева, например, написала эскиз для платка, который подарили английской королеве во время визита. Елизавете так он понравился, что художницу пригласили в Великобританию в составе ответной дипломатической миссии.







Были и те, биографию которых совершенно невозможно восстановить - понятно, что талантище, но больше ничего не известно (яркий пример - А.С.Дзюбина, которая в 20-30-е выдавала какой-то кайф.







Интересны эскизы с QR-кодами в 1970е.









Ну и вообще - праздник, а не выставка

культурные мероприятия, Москва, искусство

Previous post Next post
Up