Друг-товарищ пишет цикл постов о любимых советских режиссеров в фейсбуке, я здесь сохраню, поскольку многое не видела.
"Цикл из нескольких постов о любимых советских режиссерах продолжу Глебом Панфиловым (см.предыдущие посты про Мельникова, Губенко, Райзмана и Микаэляна). В Топ-3 его фильмов на вершине "Начало" с Чуриковой и Куравлевым (призы Венецианского кинофестиваля за режиссуру и женскую роль). Это наши "8 с половиной" - лучшее кино про кино, где через тернии сомнений и рефлексий к сияющему абсолюту рвется не режиссер, а гениальная актриса.
На втором месте "Тема" с Ульяновым и Чуриковой (сразу 4 приза Берлинского кинофестиваля, включая Золотого медведя). Исписавшийся драматург влюбляется в фанатку поэта-наивиста Чижикова, а та любит ученого-могильщика, собирающегося в эмиграцию. Панфилов обманул Госкино, и получилось не "против дисидентов", а шедевр - поэтому фильм пролежал на полке 7 лет. Кстати, у Чижикова был реальный прообраз - поэт Балдёнков, сочинивший: "Лай собаки вдруг слышу раздался и бессонный петух прокричал. Бедный гений в мозгах застучался - сочинять я куплеты начАл".
На третьем месте "Валентина" с Михайловой, Нахапетовым и Чуриковой - непревзойденная экранизация пьесы Вампилова "Прошлым летом в Чулимске". В 2013-м году одноименный фильм с Безруковым поставил крест на любых попытках снять "не сильно хуже" Панфилова.
У каждого любимого режиссера есть одна плохая картина. У Панфилова это "Прошу слова" с Чуриковой и Губенко. Номенклатурная мать после похорон сына сразу же едет на совещание в исполком.
Цикл из нескольких постов о любимых советских режиссерах продолжу Виталием Мельниковым (см.предыдущие посты про Губенко, Райзмана и Макаэляна). В Топ-3 его фильмов на вершине "Отпуск в сентябре" с Далем, Богатыревым и Леоновым. Экранизация "Утиной охоты" Вампилова, которую даже не стоит пробовать переснимать. Это недосягаемая высота!
На втором месте "Старший сын" с Леоновым, Караченцовым и Боярским - все по тому же Вампилову. Взгляд старика Сарафанова пробирает до костей. Ни в одной театральной постановке (а их я видел десятки - осталось еще летом посмотреть спектакль в питерской "Мастерской" Г.Козлова) пьеса не сливается так убедительно с самой жизнью. И все это под музыку Рахманинова!
На третьем месте "Начальник Чукотки" с Кононовым в главной роли. Это единственный в мировом кино образ хорошего колонизатора. Индусам и африканцам повезло в этом смысле гораздо меньше, чем чукчам.
У каждого любимого режиссера есть одна плохая картина. У Виталия Мельникова это снятый в 1983-м году "Уникум" с Глушенко и Бочкаревым в роли телепата. Через пару лет кашпировские и чумаки заполонят советские телеэкраны, и фильм превратится в несмешной анекдот.
-------
Цикл из нескольких постов о любимых советских режиссерах продолжу Ильей Авербахом (см.предыдущие посты про Панфилова, Мельникова, Губенко, Райзмана и Микаэляна). В Топ-3 его фильмов на вершине "Объяснение в любви" с Богатыревым и Шикульской. Нелепый анархист-писатель любит комиссаршу, а та изменяет ему направо и налево. Парадоксально звучит объяснение режиссера по поводу Богатырева, которого предпочли Мягкову, Шакурову и Калягину: "не следует приглашать артиста, если кажется, что он идеально подходит к выбранной для него роли" (полностью интервью в первом комменте - обязательно к прочтению всеми киношниками).
На втором месте "Фантазии Фарятьева" с Мироновым и Неёловой. Опять нелепый герой, еще более нелепый чем Филиппок Богатырева. Опять Она не любит Его и уходит к другому при первой же возможности - потому что "нельзя быть на свете нелепым таким". И опять парадоксальный выбор сердцееда Миронова на роль "лоха" Фарятьева. Рязанов, например, не рискнул - не поверил, что такому красавцу могла отказать "девушка Ира". В итоге, нелепого Лукашина в "Иронии" сыграл Мягков.
На третьем месте "Голос" с Филатовым и Сайко. Поругавшаяся с режиссером звезда убегает из больницы, чтобы, все-таки, доозвучить свою роль. После её смерти коллеги слушают голос "оттуда".
У каждого любимого режиссера есть одна плохая картина. У Авербаха это "Монолог" с Глузским и Тереховой - фильм "о смысле жизни", как написали советские газеты. Тем не менее, лучшая роль Глузского в кино и гениальная музыка Олега Каравайчука (нелепой старушки в вечном берете) - достаточный повод посмотреть кино.
---------
Цикл из нескольких постов о любимых советских режиссерах начну с Сергея Микаэляна. В Топ-3 его фильмов на вершине, конечно же, "Иду на грозу" по роману Гранина с Белявским, Лановым и Пляттом. Режиссер успел вослед уходящей Оттепели прокричать о губительности сделок с совестью. Когда при Горбачеве реанимировали тему и сняли ремейк под названием "Поражение" - стало ясно, что Перестройка от Оттепели отличается так же, как Консервы от Консерватории.
На втором месте сильнейшая камерная драма "Премия" с Леоновым, Янковским и Глузским. Режиссер задокументировал перелом в борьбе настоящих коммунистов-идеалистов с номенклатурой, сожравшей страну за последующее десятилетие.
На третьем месте знакомая многим картина "Влюблен по собственному желанию" с Янковским и Глушенко. Лирическая комедия о том, что к любому опустившемуся на дно обязательно приплывет некрасивая русалка.
У каждого любимого режиссера есть одна плохая картина. У Сергея Микаэляна это "Рейс 222" про перебежчиков на Запад и козни Госдепа. Даже не спрашивайте, чем она плоха и почему.
---------
Цикл из нескольких постов о любимых советских режиссерах продолжу великим гуманистом Николаем Губенко (см.предыдущие посты про Райзмана и Макаэляна). В Топ-3 его фильмов на вершине, безусловно, "Из жизни отдыхающих" с Болотовой, Адомайтисом, Быковым и Бурковым. Тонкое, на полутонах и полувзглядах кино на тему "вот и встретились два одиночества, развели у дороги костер, а костру разгораться не хочется - вот и весь разговор". С гениальной музыкой Исаака Шварца.
На втором месте "И жизнь, и слезы и любовь..." с той же Болотовой, Евстигнеевым и Щербаковым. Невероятная концентрация любви на каждый сантиметр экрана: никому не нужные старики вдруг оказываются нужны, и это спасает не только их мир, но и наш.
На третьем месте "Подранки" с Будрайтисом, Бурковым, Калягиным и опять же Болотовой. Пронзительное кино про детей войны, в конце которого звучит стихотворение Шпаликова: "По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места".
У каждого любимого режиссера есть одна плохая картина. У Николая Губенко это "Если хочешь быть счастливым" с самим Губенко и, разумеется, Болотовой (наверное, уже догадались, кем она приходится режиссеру). Губенко назвал этот фильм "Десятью шагами в сторону неправды". Провал просматривается уже в логлайне: "Они любят друг-друга, но из-за работы редко видятся. И всё же они счастливы".
----------
Цикл из нескольких постов о любимых советских режиссерах продолжу Юлием Райзманом (см.предыдущий пост). В Топ-3 его фильмов на вершине, конечно же, "Коммунист" с Урбанским и Смирновым в роли Ленина (картина отмечена Почетным дипломом на Венецианском, на минуточку, фестивале). Сильное кино про сильного человека - на идеологический окрас вполне можно закрыть глаза. Энергия через край! Так давно уже не снимают.
На втором месте "Странная женщина" с Купченко и Лановым - очень странная для советского кино история про тихий бабий бунт против застоя чувств. Жена номенклатурщика по пути из Берлина в Париж внезапно бросает семью и уезжает в деревню. Кто жил в совке - у того название фильма не вызовет вопросов.
На третьем месте "Частная жизнь" с Ульяновым и Саввиной. Фильм чуть не получил "Оскара" и завоевал приз в той же Венеции за главную мужскую роль. Выйдя на пенсию, директор завода пускается во все тяжкие, не обнаружив духовной близости с домочадцами.
У каждого любимого режиссера есть одна плохая картина. У Юлия Райзмана это "Время желаний" с Алентовой и Папановым. Там архетипичный женский образ, рассекающий бытовые льды на пути к румынской стенке лбом влюбленного чиновного старикана с больным сердцем.