Талашкино и Тенишева

Apr 16, 2019 22:21

Пару лет назад я так испугалась, что могу уехать работать в Прагу, что сразу наметала шорт-лист российских городов из тех, где не была, которые должна посетить во что бы то ни стало: Ярославль, Новгород, Смоленск и Казань. Вот за два года все выполнила. Последним был Смоленск, откуда по Днепру можно спуститься в Киев, милый ни на что не похожий город.

Старинный мехматянский друг сразу повез в Талашкино - расписной терем с предметами искусства, школа, церковь с фреской Николая Рериха, - где я впервые услышала о меценатке Марии Тенишевой (как сказала местная экскурсовод: у нее было много талантов, но главный - это любовь к Родине, я сразу почувствовала себя за партой в первом классе, прыскающей в кулак). Потом я увидела улицу Тенишевой, потом поняла, что Художественная галерея - это собственно ее коллекция, начиная от оригинальных икон из разных уголков, заканчивая Коровиным, Бенуа, Серовым, Рерихом. Короче, скачала себе мемуары этой женщины и прочла.


Мемуары забавные, в них она тщательно заносила все обиды, все курьезы, разоблачающие известных людей, этакий плач Ярославны, но все равно мне было интересно. Незаурядная умная женщина, ей повезло встретить подругу на всю жизнь, и они замышляли всякие просветительские проекты, хотя денег на это не было, пока вдруг в разведенную серьезную женщину не влюбился очень зажиточный князь Тенишев. И вот тут она развернулась.

Из этих воспоминаний узнаешь как будто изнутри все огрехи политики. Княгиня удивляется, в каких ужасных условиях содержатся работники завода ее мужа в Брянске, и открывает мастерские для ребят, которые шатаются без дела - выпускаясь из школ в 14 лет, по закону до 17 их не брали на работу, росла шпана. За несколько лет она преобразовала жизнь в Брянщине, помогла сотням людей, потом подобное же провернула в Смоленщине. Удивительно у нее сочетались траты с деловой хваткой и практическим умом. Она старалась исправить в лучшую сторону жизнь крестьян надолго - открывала школы, мастерские, делала заказы на пошив крестьянкам, потом во время революции 1905 увезла сарафаны на выставку в Париж, где наделала немало шума и повлияла на моду. Она была главным спонсором первого номера "Мир искусства", помогла Дягилеву, тогда как Мамонтов их немного прокинул, сократив свою долю.

Со временем у Тенишевой развился оригинальный вкус, она отрицала копирку с запада, искала и находила истоки русского аутентичного искусства. Муж, притом что любил и уважал ее, не разделял многих ее взглядов. Он не признавал ценности живописи, в частности портретов, считая это атавизмом по сравнению с фотографией. (Когда жена повесила у него в комнате свой портрет кисти Серова, он пришел в ярость, вынес его, нагрубил Серову, и тот мстил за это самой Тенишевой). Муж порицал разросшиеся коллекции жены, так что она под конец уже прятала предметы старины по всяким сундукам, чтоб ему не попадались на глаза. Сам он отстроил училище для элиты, и не понимал, чего жена возится с неблагодарными крестьянами. Как атеист был категорически против финансирования строительства церкви (оригинальнее которой трудно придумать - Рерих так ее расписал, что в чисто православных образах видится буддизм). Тенишевой было нелегко - она как будто пробивала стены.Никто особо ее не понимал. Вследствие ее состояния трудно было отличить лесть от искренней дружбы и уважения. Особенно трудно оказалось после смерти мужа, тут она столкнулась с неуважением к женщине, у которой нет защитников, с интригами, с тем, что все начинания саботируются, разрушаются - порой вследствие социальных и политических причин.

Сама она находила отдушину в творчестве. Как мастер по работе с эмалью она достигла мировых высот, ее работы выше других оценивались на выставке в Париже. В молодости профессионально занималась вокалом, пела с Шаляпиным и т.д. В общем, интересная личность! Буду в Смоленске - посещу ее дом.

PS Кстати, предисловие к мемуарам начинается с досады, что Тенишеву забыли - никто о ней не знает, в Смоленске нет улицы с ее именем и тд. А оказывается, вспомнили - и улица появилась, и книгу ее переиздали, и в музеях о ней говорят.

Эти росписи Рериха не сохранились, все было уничтожено после 1917.



Осталась мозаика и сама церковь


И терем (внутри много интересного)


И школа

Смоленск, музеи, места, books

Previous post Next post
Up