Недавно узнала, что католики рассорились с православными, поспорив, какой хлеб должен подаваться к причастию - булочка или плоская печенька! Понятно, что и до этого существовала взаимная неприязнь, но спор по данному обстоятельству послужил последней каплей - была наложена взаимная анафема, которая просуществовала тысячу лет.
Католики были правы исторически - Иисус на Пасху действительно мог преломлять только мацу, которая вполне сухая. Но православные вкладывали в действо символический смысл - то, что в тесто добавлялась закваска как бы символизировало одновременно человеческую и божественную природу Иисуса, и для них это было важно.
Это разделение на символизм и реализм наблюдается и в иконописи. Православная традиция про дух - Иисус висит на кресте прямо, как будто обнимая своими руками весь мир, это изображение уже несет в себе знак о воскрешении и победе. В католичестве зачастую можно увидеть старание максимально реалистично изобразить страдания Христа и святых.
Сегодня услышала, как Луначарский объяснял советским деятелям искусства, что такое правда, и подумала, что коммунизм со всеми его идеями светлого будущего - в России лег на благодатную почву.
Из
Радио Арзамас:
Анатолий Луначарский объяснял смысл социалистического реализма на следующем примере:
«Представьте себе, что строится дом, и когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: „Вот ваш социализм, - а крыши-то и нет“. Вы будете, конечно, реалистом - вы скажете правду: но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. <…> Человек, который не понимает развития, никогда правды не увидит, потому что правда - она не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда - это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а кто не видит ее так - тот реалист буржуазный и поэтому - пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор, и во всяком случае вольный или невольный контрреволюционер и вредитель».
Как и во многих религиях, для того, чтобы определить глубину своей веры, от человека требовалось узреть невидимое. В советской культуре в качестве этого незримого выступало будущее, которого не нужно было ждать, оно существовало здесь и сейчас - наравне с товарным дефицитом, политическими репрессиями и жилищным кризисом.