совпадения

Jun 03, 2014 13:07

Михаил Ходорковский написал статью на злобу дня "Слепота" (небольшая, почитайте). А я вчера закончила читать книгу португальского писателя Жозе Сарамаго "Слепота". Я ее купила еще в ноябре - практически случайно, впечатлившись рецензией новой книги автора "(Про)зрение", в которой упоминался первый шедевр. Когда говорят "не хуже", почему бы не начать с отсылки? Стала читать "Слепоту" я примерно в те дни, когда началась заварушка с разгоном Евромайдана. И если б вы знали, как оно у меня перекликалось. Книга оказалась антиутопией в лучших традициях - жуткой спиралью по нисходящей, и в ней нельзя было спрятаться от того, что происходит в моей родной стране. Получилось так, что и в жизни кошмар, и в книге - не лучше. И в феврале я ее забросила на пару месяцев.

Когда открыла в апреле - меня как током ударило. Это уже были дни, когда я решила снимать фильм, и от того (да и без того), знала все даты и дни недели на зубок. 20-е февраля, четверг - день расстрела снайперами на Институтской (маму ранили двумя днями раньше). В этот день мне в офис позвонил брат - он в первый раз пришел на Майдан во время боевых действий, а я уже знала новости о снайперах, и мне ничего не оставалось как рыдать в туалете от бессилия и страха. А потом пришла в нашу маленькую комнату на седьмом этаже, залитую солнцем после длинной череды пасмурных дней, и появилось чувство света, и уверенность, что умирать не страшно. Что все мы умрем. А потом я открыла видео на Ютуб, где был показан расстрел и прочитала первый, самый плюсуемый в рунете комментарий "так им, мразям, и надо". И потом я пошла в театр.

В этой книге закладкой оказался билет - исторический документ. Обратите внимание на название спектакля.




Спектакль - премьера - билет на который мы купили сильно заранее, оказался по мотивам Булгакова "Белая гвардия" (и "Театральный роман"). На сцену выбегали ребята с винтовками, и часто звучал "Киев". И в антракте (а самые серьезные разговоры у нас с мужеми происходят в антракте спектаклей), стоя в очереди в буфет, я сказала Ване. Сказала: "Там убивают моих братьев. А знаешь, какой самый популярный комментарий на ютуб?" (потом я поняла, что на то видео кинул ссылку Навальный, и наверное, набежали тролли, но тогда я этого не знала). И я сказала: "я не могу и не хочу больше здесь жить". Тётенька в очереди перед нами долго крепилась, но в конце концов обернулась, чтоб посмотреть. Так замкнулся круг. О том, как избили студентов - самом начале кровавых действий на Майдане, я тоже рассказала Ване в театре, в субботу 30-го ноября, сеанс начинался в 17 часов и я опоздала и пришла вся не своя, проплакав дома перед монитором.
-----------

Мне казалось, эту "Слепоту" читаю только я - как будто несу свой крест, и никто о ней не ведает, настолько тяжелая книга. Но оказалось нет - в недавнем интервью Снобу Дуня Смирнова советует и хвалит ее. Там тоже появляется свет ближе к концу (даже интересно читать становится), который только усиливается и финал можно было бы охарактеризовать "вечным сиянием чистого разума".

В общем, я ее добила, и теперь думаю: может, и в жизни скоро закончится уже все это.

ukraine, жизнь, Киев, пресса, Майдан, books

Previous post Next post
Up