Как Суэцкий канал разорил город русских миллионеров

Aug 30, 2016 13:34

В те молодые годы я даже не мог представить, какой упадок претерпела Кяхта в сравнении со своими золотыми временами. Ищу параллели, но ничего в голову не приходит, кроме как падение с вершины Джомолунгмы на дно Марианской впадины.

Для того, чтобы была понятна глубина пропасти, скажу лишь одно: в лучшие годы Кяхта давала от 7 до 8 процентов дохода в государственную казну. А собственно кяхтинскую слободу сегодня можно обойти за полчаса. И самым интересным объектом, кроме возрождаемой церкви, здесь будет местный супермаркет.

За счет чего же достигались в царские времена такие впечатляющие результаты? За счет торговли с Китаем. В 1727 году русским послом Саввой Рагузинским был подтвержден договор с Китаем о разграничении и торговле.




Дипломат добился монопольных условий для торговых отношений двух стран. И это даже нашло отражение в старом гербе Кяхты: в нижнем поле изображен рог изобилия. Действительность превзошла все ожидания: через кяхтинскую слободу, которая первоначально состояла из нескольких юрт и десятка лабазов, много лет монопольно ввозился чай для всей России и Европы. Можно представить себе объемы, если чай был самым популярным напитком в России, а в Англии без него день не начинался.

Конечно, слободка в одиночку такие операции провернуть не могла: ее прикрывал и защищал город, в названии которого зашифровано было имя основателя. Звался он Троицкосавск. И был известен он в России по самому большому количеству миллионеров на душу населения. Понятно, что свой интерес купцы имели, но и город развивали. Здесь впервые после столиц появилась железная дорога, синематограф. Местные церкви состязались в богатстве убранства, а в одной даже был хрустальный иконостас. Учебные заведения считались лучшими в империи, и в них одними из первых стали обучаться в России девочки.

Купцы поддерживали и Русское географическое общество. Троицкосавск стал той базой, откуда знаменитые первопроходцы начинали свои путешествия вглубь центральной Азии. Пржевальский, Обручев и многие другие не забыли добра и оставляли в местном музее самые интересные находки и личные вещи. По богатству фондов провинциальный музей может конкурировать со многими мировыми.
















(Тут важны пояснения: повозку соорудили братья-декабристы Бестужевы.)
















Но однажды все кончилось. Чайный путь был перенаправлен через Суэцкий канал. Завершилась блистательная история Троицкосавска, который к тому же был переименован в честь более известной слободы в Кяхту.

Когда это случилось, богатые купцы начали ее покидать и перебираться в столицы. Тогда и понесли в свой знаменитый музей уникальную обстановку из своих домашних дворцов, которую затруднительно было везти через всю России. И сейчас здесь можно увидеть просто уникальные вещи.


































Теперь в Кяхте не чувствуется былого величия, но и нет разрухи 90-х годов. Город приводит себя в порядок.






















И надеюсь, что когда-нибудь вернет себе и историческую славу.

кяхта, бурятия, автопутешествие, троицкосавск

Previous post Next post
Up