Мы вернулись из Монголии, и я несколько дней прихожу в себя. Пытаюсь найти для себя ответ на вопрос: зачем мне на старости лет столько адреналина? Ведь можно было прокатиться влегкую по асфальту до известных местных достопримечательностей.
Ответ есть: я наконец-то прошёл маршрут, который не смог преодолеть 26 лет назад. Более того, существенно его усложнив.
Итак, мы выехали из Иркутска на «Тойота-Прадо» с целью добраться до пустыни Гоби, что в Монголии. И эта часть пути оказалась самой легкой. От Кяхты до Улан-Батора и далее до столицы Южно-Гобийской Монголии города Даланзадгад лежит асфальт. Кстати, этот отрезок нашего путешествия обозначен на треке красной линией. И не по какой-то особой причине - просто не сработал роуминг, и пришлось вручную дорисовывать.
Беды особой нет, поскольку, повторюсь, никаких трудностей на этом участке, даже при желании, обнаружить трудно. Пройти его можно на любом автомобиле за пару дней и при этом у вас появится законное право при случае сказать: «А вот когда я был в пустыне Гоби…»
В городке, который лежит в Гоби на высоте 1470 метров над уровнем моря, мы познакомились с нужным человеком, который разрешил себя называть Бахтыром. Он оказался бывшим военным, получившим образование еще во времена Советского Союза в Одессе. Кстати, нам везло на бывших военных, такое впечатление, что по завершению службы всё они переселились в монгольскую глубинку. Кто-то получал образование в Киргизии, кто-то в Сибири… С военной прямотой они заявляли, что любят русских, хотя где тот Фрунзе и та Одесса.
Бахтыр нам помог с картами и разъяснил ситуацию с достопримечательностями. От аймака можно было двигаться в двух направлениях: дальше на юго-восток, в пески и на северо-запад к розовым скалам. Пути от Даланзадгада по 200 километров, но в противоположные стороны. Предлагал взять проводника.
Делать петлю ради песков не захотелось, а вот розовые скалы и могильник динозавров посмотреть захотелось, тем более, что они лежали на пути к дому. От проводника отказались, поскольку возвращаться в Даланзадгад не планировали.
Как и предупреждал Бахтыр, асфальт закончился сразу за городком. Пошли по координатам и вышли-таки к розовым скалам и могильнику.
Дорога показалась сложной, но сейчас, после всего пройденного пути, можно назвать этот участок по пустыне хайвеем. У скал мы недолго были в одиночестве, вскоре подкатили монгольские пацаны на мотоцикле, которые стали гулять рядом, периодически выкрикивая слово «Мани».
Слышал, что местные предлагают туристам купить окаменелые яйца динозавров по сходным ценам, но нам таких предложений не поступило. Костей доисторических животных мы тоже не увидели, хотя некоторые окаменелости можно было принять за них.
Свою операцию «Буря в пустыне» мы закончили, и штурман настойчиво предлагала вернуться на уланбаторское шоссе и отправиться домой, так же, как сюда попали.
Мне показалось это неинтересным. И мы направились к городу Арвайхээр. Это аймачный центр. Для меня неожиданностью было узнать, что назван он в честь коня.
Много ли мы знаем лошадей, прославившихся в истории? Ну, понятно, Буцефал. Ну, конь ставший сенатором при Калигуле. И вот в Монголии есть город, названный в честь неоднократного победителя скачек.
Путь до него на нашей карте была обозначена прерывистой линией. То есть, в зависимости от обстоятельств, дорога то была, то отсутствовала. И это воистину так!
Навигатор нас то вел, то отказывался. В таких ситуациях я выбирал из десятков направлений самое наезженное, и в итоге мы куда-то все же приезжали. Температура за бортом держалась в пределах + 35 градусов, и порой казалось, что четырех упаковок байкальской воды по 6,5 литров, плескавшихся в багажнике, нам может не хватить до конца путешествия.
Однако, чем дальше мы продвигались от пустыни вглубь страны, тем становилось прохладнее.
Продолжение будет.