Aug 05, 2013 06:47
Мы совершили невозможное: выехали из одной страны и въехали в другую. При этом мы покинули Македонию и вновь попали в нее. Этому парадоксу есть простое объяснение: две соседние территории, одна из которых находится на севере Греции, а вторая - в бывшей Югославии - носят одинаковые имена - Македония. Следует заметить, что грекам совершенно не нравится, что соседи используют в названии государства имя их великого полководца. Если прежде они еще как-то мирились с этим, то после распада Югославии их буквально корежит оттого, что по ту сторону границы кто-то называет себя македонцем. Более того, Греция добилась от ООН, чтобы нынешнюю Македонию официально называли не иначе, как Бывшая Союзная Республика Югославии Македония. На всех греческих картах она под такой аббревиатурой и существует. Еще больше я удивился, что и в моем навигаторе Македония была так обозначена.
В общем-то мы не собирались забираться в эту экзотическую страну. Тем более после того, как узнали, что ввоз и вывоз иностранной валюты в Македонию законодательно запрещен. Однако, рассматривая варианты выхода из Греции, задумались - а почему бы и не попробовать. Начали шерстить Интернет и выяснили, что запрет носит формальный характер, реально никто карманы не выворачивает в поисках долларов, евро и рублей. Это несколько успокоило - стали искать какие-то плюсы и установили, что есть один, но большой. Это озеро Охрид, которое по сути является ближайшим родственником Байкала, а мы, как известно, путешествуем под знаменем этого священного моря. Тут уж последние сомнения отпали - едем в Македонию, но только до пересечения греческой границы ни в коем случае не упоминаем это имя, ибо могут быть проблемы. По счастью, их не возникло по обе стороны. Хотя мы вышли из еврозоны, погранпереход занял считанные минуты. При всей легкости пересечения рубежа ощущение, что оказался в другой стране, было сильным. Во-первых, резко исчезли оливковые рощи, во-вторых, появились настоящие леса. К месту тут будет сказать, что первоначально у меня о Европе было представление как о стране, состоящей сплошь и поперек из полей, пастбищ и каких-то культивируемых площадей. В реальности же огромные территории - это густые, на вид малопроходимые леса. В частности, в Македонии впервые столкнулись с дорожным знаком "На дорогу выходят медведи". Забегая немного вперед, скажу: в Болгарии, на самой вершине гор, из черной чащи дорогу нам перебежал горностай. Возвращаясь в Македонию, замечу, что и качество дорог заметно ухудшилось, местами даже они стали напоминать наши российские проселки, но поскольку страна сама по себе небольшая, мы решили потерпеть.
Вот мы и в городке, носящем одноименное с озером имя - Охрид. Если искать аналоги, то это местные Сочи. Курортников в сезон в несколько раз больше, чем местного населения. При всей своей небольшой величине это второй по значению город страны, естественно, после столицы, но по красоте и древности - первый. Мы предусмотрительно забронировали номер на берегу озера. Его в сети живописали так: старый город, 20 метров до берега, дубовые полы и прочие изыски. Реальность оказалась такова: до берега было действительно близко, но подойти к нему было нереально, поскольку там построили дискотеку. Дубовые полы оказались обычным ламинатом. И казавшиеся выгоды вдруг стали большими недостатками: парковка без права выезда, ночная дискотека буквально за окном. Зато рядом развалины римского амфитеатра, старая крепость царя Самуила и, конечно, вид на прекрасное озеро. Кстати, Македония его делит с Албанией. А на самой границе двух стран стоит древний монастырь, который основал святой Наум Охридский. Вот не каждый его знает, а он к России имеет отношение. Как выяснилось, Наум - ученик Кирилла и Мефодия, создателей российской азбуки. Им, к слову, в Охриде поставили памятник, немного топорный, но большой. Вообще, к религии и истории, как нам показалось первоначально, отношение трепетное. Этого здесь много. В ближайшем рассмотрении не все оказалось так благостно. Мы бродили по обломкам римской цивилизации и трепетно запечатляли их в разных ракурсах. Пока не обнаружили, что на месте старинных римских построек вбиваются сваи: правительство решило построить здесь университетский городок. Идея вроде такая: дух древних будет наполнять сердца молодых и вдохновлять их на новые свершения. Скорей же всего и здесь дубовые полы обернутся обычным ламинатом.
Еще круче обернулись дела с ретивой религиозностью. Уже в России, в скиту Сергея Радонежского рассказал я монаху о делах македонских. Тот меня огорошил: оказывается, все македонцы, принадлежащие к местной церкви, отлучены от бога. Такое решение приняла сербская церковь, от которой откололась македонская. И весь православный мир поддержал это решение. Не хочу входить в более подробное обсуждение этого сложного вопроса, ибо не специалист, но любой интересующийся найдет полную информацию по этой теме в сети. Но на выходе что мы имеем: страну без названия и религии. Удивительно, но факт. И при этом все живы и прекрасно себя чувствуют.
Да что я все о проблемах. Пару слов о хорошем. В Охриде процветает жемчужный бизнес. Здесь выращивают жемчуг и делают из него великолепные украшения. Самое интересное, что технология выращивания жемчуга в пресной воде придумана на Байкале (так нам, по крайней мере, сказали), а работает здесь.
Как я обмолвился, мы уже в России. До этого прошли Болгарию, Румынию и Украину. Там было много интересного. О чем расскажу. Домой не торопимся, есть еще несколько важных дел.
охрид,
безбожники,
македония,
медведи