В Иркутске открылась выставка художников и мастеров Хайтинского фарфорового завода, на которой я и побывал. Прежде чем перейдем к сути, совершим небольшой исторический экскурс.
Завод основан в 1869 купцами из местных крестьян Даниилом и Филиппом Переваловыми при впадении речки Хайтинки в реку Белую на базе расположенных близ залежей белых каолинов. В 1920 - национализирован и частично реконструирован и получил название 1-я государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор».
В советские времена это было вполне себе успешное предприятие, завалившее своей продукцией уж всю Иркутскую область, так это точно. Не было в Восточной Сибири семьи, в которой не имелась бы хайтинской посуды, либо сувениров.
Успешно пережив и царизм, и советскую власть, завод не смог выжить в демократической России. Особенно сложным выдался 1992 год, после которого все покатилось под горку: основные производственные линии начали работать с перебоями. Полностью предприятие остановилось в 1998 году.
С тех времен, на окраине поселка Мишелевка мрачно высятся огромные цеха завода, в которых когда-то кипела жизнь. За территорией присматривает управляющий да несколько охранников, но это у них получается не очень хорошо.
Причины, по которым предприятие встало - очевидны. Без государственного заказа оно не смогло конкурировать с дешевой посудой, хлынувшей в Россию ото всюду. В последнее время своего существования завод работал на склад, где накапливалась ни кому не нужная продукция. И даже сейчас можно ее купить. Я так недавно приобрел для деревенского дома набор фарфоровых тарелок в заводской упаковке, а ведь завод прекратил их выпуск почти 30 лет назад.
К слову, вот эта картинка на блюде, напоминает мне нашу деревню. Даже свет в окнах горит.
Частично сохранилась заводская коллекция фарфора. Ее периодически выставляют. Особенно широко - в последний раз в конце прошлого года. Место под выставку отвели самое престижное - Иркутский художественный музей и называлась она «Иркутский фарфор. От фабрики братьев Переваловых до Хайтинского завода».
На мой взгляд, неслучайно обозначили водораздел между двумя этапами существования предприятия. Потому, что они были действительно разными. Купцы старались следовать высоким идеалам искусства. Вот, скажем ночной фарфоровый горшок купеческой выделки или кувшин для умывания. Низменные, казалось бы, вещи, но с какой любовью исполненные.
А еще любили братья-основатели народную мудрость. И чтобы она всегда на глазах была. Как вам такие надписи на тарелках и блюдах: «Хлеб-соль ешь, а правду режь», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Прадеды ели-пили просто, да жили лет до ста».
К слову, одного из купцов (Даниила) убили. И не комиссары, а местные разбойники. Еще в 1877 году.
Советская же власть воплощала в жизнь лозунг - искусство для народа. И гнала на рынок качественный, но ширпотреб.
Вот, кстати, одна из показательных работ. Роспись, понятно, выразительная, но посмотрите какого качества фарфор: это или не кондиция, или брак отданный художнику для развлечения, абы не выбрасывать.
Были, конечно, и свои талантливые художники. И их работы также можно увидеть на выставке. Она, кстати, проработает до 1 марта.
Для контраста. В художественном музее есть небольшая экспозиция, посвященная петербургскому фарфору еще из царских времен. Понятно, что он более утонченный и изысканный. Но интересно сравнить как работали сибирские и столичные мастера с такой тонкой материей, как фарфор.