Монголия: в поисках вала Чингисхана. Прощание с монгольской столицей

Nov 17, 2022 08:00





С утра была просто отличная погода. И мы решили еще день посвятить столице Монголии. Но после завтрака. А народа на него собралось немало. Хоть у отеля слегка сомнительная репутация, но туристы его любят. В основном, из-за невысоких цен.



Сначала подумал, что эта шумная компания состоит из местных туристов, но когда они начали доставать из рюкзаков термосы (у каждого свой), то решил, что это китайцы. На этом, однако, они не остановились: следом появилось много плошек и тарелочек из которых разносился знакомый аромат кимчи. Ясно: корейцы, и явно, что южные. Северные вряд ли бы себя вели на таком расслабоне. Их предводитель подрулил к нам с небольшим разговором (small talk, как выражаются англичане), но быстро утратил интерес, узнав, что мы русские.

Зато подошедшая следом парочка сразу распознала в нас своих и через зал стала расспрашивать, как у нас идут дела и где мы успели побывать.

- В Гоби были, - степенно начал рассказывать.

- А мы только сегодня собираемся идти в этот торговый центр, - обрадовалась тетка-соотечественница.

- Вообще-то из пустыни вернулись, но и в центре тоже были, - немного обиделся я.

Тут оживился мужчина: - А с кем и на чем туда ездили?

- Одни и на своем «Прадо».

- О, меня тоже «Прадо», - обрадовался собеседник. - Но, наверно у вас навороченный внедорожник с крутой резиной.

- Да нет, почти стоковая машина с шоссейной резиной.

- Можно посмотреть? Я на своей мягкой резины, после дороги сюда, просто боюсь выезжать за город.

- Ну, пойдемте, покажу.



Хотя наши автомобили называются одинаково, но они все-таки разные. У меня дизельный двигатель, у него - бензиновый. Моя моложе, и с левым рулем, у него постарше и пруль. К тому же наш Прадик прошел небольшую внедорожную подготовку: установлена защита под двигатель и коробку передач, сделана тонировка задней полусферы, что в условиях пустыни облегчает жизнь экипажа. Есть верхний багажник, куда я закидываю дополнительную запаску, когда отправляюсь в Монголию. В этот раз не пригодилась, но однажды я тут пробил сразу два колеса. Ну и специально для здешних дорог у меня стоят стальные колесные диски. Некоторые читатели отмечают, что они похожи на велосипедные. Ничего подобного - штатные для Прадо-120. Говорят, что в отличии от литых они гнутся, но не ломаются, если нежданно влетишь пересохшее русло реки (такое у нас бывало - загнули выхлопную трубу, легко отделались). А так резина у моего нового знакомого даже получше моей.

Я, кстати, два своих баллона после этой поездки выкинул: у одного полез корд после наждачных дорог пустыни, а второй получил столько глубоких вмятин от острого скальника на перегоне Улан-Батор - Кяхта, что просто стал опасаться ездить на такой резине. Её и не жаль - была уже сильно потрепана.

А вообще, в Монголии экстремального бездорожья немного. Самое сложное, что мне выпадало: участок по побережью Хубсугула. Реально танковая тропа, проложенная на случай войны. Про ледовые дороги не говорю, поскольку официально их не существует, и каждый двигается по ним на свой страх, но кайф от этого испытываешь нереальный.



А теперь прощальная экскурсия по столице Монголии. Под некоторыми снимками дам поясняющие подписи.

Начнем, пожалуй, с памятников. В Улан-Баторе их много. Есть и те, что могут вызвать удивление. Скажем, маршалу Чойбалсану. Этот политик сопоставим с нашим Сталиным. Правил в те же годы и схожими методами (репрессии, расстрелы). Умер, к слову, в Москве. Однако монголы не только сохранили его памятник в центре столицы, но и не переименовали город, названный в его честь.



А вот другая личность, сопоставимая с Брежневым. Генеральный секретарь МНР Цеденбал. Тоже маршал, и так же умер в Москве. Во времена перестройки (в Монголии она тоже была) подвергался шельмованию, лишался наград и званий. Но затем был реабилитирован. И в 2006 году в центре столицы ему поставлен памятник.

К слову, жена у него была русская. Утверждают, что для развития Монголии она сделала не меньше своего мужа. Говорят, что Брежнев запретил пускать её к себе: устал от бесконечных просьб что-то бесплатно дать Монголии. Но новая родина её усилий не оценила. После смерти Цеденбала выслали в Россию почти без средств к существованию.



А вот в этом памятнике нет политики, поскольку он посвящен группе «Битлз». Очень забавный и популярный, но какой-то неухоженный...



Ну и остальные.















Это копия самого популярного в Монголии монумента. Так народ представляет себе Чингисхана. В полный размер памятник установлен в нескольких километрах от столицы. В том месте, где по преданию, сделал находку, предопределившую его судьбу.

От истуканов перейдем к живым людям и архитектурным красотам.

























Явно американка. Любят они рядиться в национальные наряды.







Ну а нам пора двигаться дальше.

В следующий раз расскажу - куда.

памятники монгольской столицы, автопутешествие, улан-батор, монголия

Previous post Next post
Up