Решил допилить свой старый проект, до которого всё ни как не доходили руки.
Осенью прошлого года я побывал на родине художника -
o-avgust.livejournal.com/261976.html. Находится она в глухой деревне Забайкальского края. Но, Намдаков - это уже звезда мирового уровня. Его скульптуры стоят в мировых столицах, а его ювелирные украшения носят сильные мира сего. Поэтому Даши решил помочь и родному селу: начал строительство этнопарка, художественной школы и кемпингов в долине образованной слиянием рек Хилок и Нэмтэй.
Но, начнем, все-таки с предыстории. С творчеством художника познакомился случайно. По пути на Байкал заскочил однажды в поселок Усть-Ордынский. Это центр бурятского автономного округа в Иркутской области. Рядом с местной администрацией обнаружил небольшую, но очень необычную скульптуру: ломкая, лунообразная девушка скакала на чугунной лошадке по степи. Всё в композиции казалось избыточным и нереальным. Но мне этот образ запал в душу и я заинтересовался творчеством Даши (ударение на последней букве) Намдакова.
С тех пор, если я узнавал, что на нашем пути встречаются работы Намдакова, то обязательно заруливал к ним. Единственное исключение - памятник Чингисхану в Лондоне. У нас тогда не было британской визы, но, думаю, если бы захотел, то добрался бы до памятника. Сейчас о том не жалею: скульптура стояла по временной схеме и сейчас, насколько знаю, выкуплена монголами и будет установлена на исторической родине, до которой мне будет даже проще доехать.
Самый мощный след художник оставил в Туве.
Тут у него и просто монументы. Вот главный из них.
И целый парк на набережной Кызыла. Вероятно, это самая сильная и удачная работа художника, из тех, что я видел.
В Казани у него стоит символ города. Увы, снимал издалека. Наверняка есть детали, которые отсюда не разглядеть, а надо бы.
А в Астане он установил не менее впечатляющую скульптуру.
Ну и Байкал, конечно. Вероятно один из самых труднодоступных памятников в мире, который сам автор называет Отцом Байкала, а остальные - Хранителем Байкала. Да, художнику хотели создать проблему - его не все здесь любят, считая язычником. Феномен в том, что люди сюда все равно едут, пусть не понимая ни стилистики, ни идей художника. Значит, что-то их двигает с места.
Из того, что я еще не увидел у Намдакова. Памятники в Красноярске и Шории - это в ближайших планах.
Храм воинской славы в Кубинке, где главным художником числится Даши Намдаков, что кажется удивительным. Буддистская тема примирения как-то сейчас не в жилу боевому братству. Единственно, что может объединять - это новая жизнь после смерти. Интересно, что он думает о том: куда вознеслись русские воины, павшие в последних боях.
Уверен, Намдаков нас ещё, не раз удивит.
Продолжение будет.