В пустыню Гоби. На недельку. Погреться… Часть последняя: путь домой

Oct 23, 2019 09:00




Мы двигались к монголо-российскому погранпереходу Верхний Ульхан. Но ясности не было - работает ли он. В Интрернете на этот счет была самая противоречивая информация. Морально был готов к тому, что уткнемся в опущенный шлагбаум и будем вынуждены откатить к уже знакомому КПП в Соловьевске. Но тогда нужно будет похоронить все планы на то, что этим днем мы окажемся в России.


Меж тем, пейзаж за окном нашего «Прадика» кардинально менялся. За три дня из безжизненной пустыни мы через степь врубились в настоящую тайгу.




Климатические зоны менялись, но температура за окном не очень. Но в этом и был кайф: пару дней назад ты еще бродил по лавовым полям в пустыне, затем почивал на травке в долине реки Онон, а сейчас держишь путь сквозь тайгу.













Кстати, леса в этой зоне Монголии выглядят ухоженными. В придорожной полосе бурелом был собран в кучи, а солнечные сосновые поляны так и манили пройтись по ним с лукошком… О чем и мечтал наш штурман.
Но генеральный план был такой - до заката оказаться в Чите.
Мы въезжали в монгольскую часть Ульхана по главной дороге, и других вариантов навигатор не предлагал. Как выяснилось - это и был путь к погранпереходу. У шлагбаума мы оказались первыми и единственными и, чувствуя недоброе, я посигналил…
Однако вышел монгольский пограничник и открыл для нас проезд.
На этой стороне мы увидели четырех человек: пограничников на входе-выезде, таможенника и клерка, который и заполнил необходимые документы. Таможенник осмотрел машину и открыл пару сумок на выбор. Больше времени мы потеряли на то, что офицер рассматривал наши визы и пытался выяснить у очевидцев - что же, на самом деле, творится в Северной Корее…
Скорость прохождения монгольского участка границы дала нам надежду на то, что до заката мы окажемся в Чите. И все к тому склонялось.
На российской стороне нас также приняли благодушно. Пограничница, рассматривая наши визы, все расспрашивала, где мы были и что интересного видели. А мне что жаль - рассказывал в подробностях. Даже сынок остановил, типа, что ты заискиваешь. А как тут не поболтать: вокруг девочки-припевочки да хлопцы сплошь солисты из ансамбля забайкальских казаков…
Один даже сказал: - Вот стану пенсионером, тоже стану по миру путешествовать на авто.
Я даже одобрил: - Хороший план.
Позже подумал: - Чтоб тебе на всех границах мира попадались такие, как ты.
Словом, нас выпотрошили по полной на досмотре. Из бардачка выгреб зубочистки. На рентген сдал даже пустую покрышку.
Вот что это было? Впечатление такое, что реально страна в осаде. Неважно, что ты два десятка раз без проблем пересекал уже российско-монгольскую границу. А может, ты за эту неделю скурвился? Может, везешь в багажнике американского шпиона?
Тяжело чувствовать, что ты такой нежданный в родной стране. Были случаи, когда меня заставляли сдирать с машины надпись Ереван (Азербайджан). Забирали у меня флешки на экспертизу (Северная Корея). Но это было хотя бы не так унизительно, ибо я там был чужой. Но почему я чувствую себя ничтожеством в России?
Когда говорю нашим бдительным стражам рубежей, что на некоторых государственных границах я даже не выхожу из машины - не верят!
С другой стороны - а как тащить службу, если всего одна-две машины на переходе за день и при тебе еще ходит проверяющий?
А как еще добиться результатов? Может, начать с того, что проверить всех полковников ФСБ в Москве. Вариант?
Пара часов на разгрузку-погрузку-пакование. И уже есть сомнения, что до заката доберемся до Читы. Но я постараюсь.
За погранппреходом накачиваю подспустившее колесо до предела (на замену времени нет), заливаю в бак дизтопливо из неприкосновенного состава и двигаюсь на запад на максимально допустимой скорости. Благо, что везде асфальт.
На подходе к столице Забайкальского края пришлось оскоромиться и заправиться по 55 рублей за литр дизтоплива, иначе бы не дотянул. А это на десятку дороже, чем в Бурятии и Иркутской области - и непонятно почему, ведь с логистикой тут все в порядке. Не иначе, олигархи сосут сок из простых народных путешественников!
В ночи остановились в знакомом отеле в центре Читы. С утра было впечатление, что в городе что-то меняется в хорошую сторону. Но до подробных исследования на эту тему дело не дошло. К утру переднее колесо спустило в ноль, и нужно было искать шиномонтажку. Но это здесь не проблема.
После ремонта мы ушли на Улан-Удэ. По пути наткнулся на этот мемориал - издалека подумал, что он доисторический.




А дальше была Омулиная гора, или как ее еще называют Спящий лев. Но на нее заходить не стал, ибо здесь бывал не раз. Впервые поднялся к памятному кресту протопопа Аввакума. Его поставила здешняя община старообрядцев.







В Бурятии сохранилось много их деревень. Об одной из них рассказывал недавно, называется Большой Куналей -  o-avgust.livejournal.com/124220.html.
По пути заглянули в еще одно село - Десятниково, но всего на несколько минут.







Но вернемся в к кресту: на нем есть надпись «Я, протопоп Аввакум, веру эту исповедую, с ней живу, и с ней умру». По Селенге мятежный поп проследовал в свою очередную ссылку в 1657 году.
Я родился в городе, где просидел зиму в остроге этот неистовый Аввакум. Пара башен братского острога сохранилась до сих пор. Местные интеллектуалы предлагали установить мемориальную доску в память об одном из родоначальников российской литературы. Книга, которую он написал, не для чтения слабых духом. Но такая надпись на острожной башне так и не появилась.
При всех противоречиях мы ищем опору в чем-то незыблемом. И я всегда стараюсь заглянуть в монастырь на крови, который находится на берегу Байкала в поселке Посольском. Здесь прошлое перетекает в настоящее: постоянно тусуются серферы, рыбаки и путешественники... В этот раз, никого не было, но стоял вот такой брутальный автодом из Швейцарии. И я не удивлен - этим людям тоже хочется приобщиться к чему-то возвышенному.







На берегу валялась плоскодонка, но усовершенствованная. Для устойчивости и большей грузоподъемности к ней примотали несколько пустых пластиковых канистр.




Байкал в этот день был удивительно спокойным. И все было лепо: это тихое море, этот малиновый перезвон колоколов. Уходить не хотелось…
Но вот мы и дома. Пройдено около 4500 километров.




Как видно по итогу, перестала работать правая противотуманная фара. И оторван брызговик с той же стороны. Это не проблема - исправлю, и поедем дальше!

бурятия, автопутешествие, монголия, иркутск

Previous post Next post
Up