Из истории деревни Добролёт

Dec 11, 2018 10:00




У нас в Иркутске сейчас стоят морозы от -30 градусов и ниже. А тем временем в нашем «Крузаке» засорился радиатор печки. И теперь в салоне образовалось две климатические зоны: нормальная водительская и вымораживающая пассажирская. До решения проблемы решено «заморозить» и наши далеко идущие планы, связанные с дальняком по Сибири.

Но и ровно сидеть дома как-то не получается. Потому выбрался в выходные в деревню. Кстати, вспомнил о своем обещании рассказать о ней подробнее.


Кто хоть чуть погружен в историю СССР, тот сразу поймет, что название Добролёт родом оттуда.

В 1923 году было создано акционерное общество добровольного воздушного флота «Добролёт». Говорят, что идея по его созданию принадлежала Льву Троцкому, а эмблему нарисовал Казимир Малевич, ну и до кучи, рекламой общества занимался Александр Родченко. Тут что не фамилия, то песня! В конечном итоге был преобразован в «Аэрофлот». Но не будем забегать вперед.

«Добролёт» занимался развитием авиации в мирных целях. И в Иркутске так же было создано его отделение. И для своего развития получил в 30 километрах от Иркутска лесные участки, где велись заготовки древесины для нужд общества. Собственно, отсюда и появилось название деревни.










Говорят, что здесь был и аэродром. Но, как он мог появиться, непонятно: Добролёт зажат между несколькими сопками и вдобавок через него протекает река Ушаковка. Кстати, неоднократно упоминал о том, что на ее берегу был расстрелян адмирал Колчак.

Трудно поверить, но когда-то по Ушаковке сплавляли лес, а в паводок она приходила в такую силу, что сносила подвесные мосты. Остатки одного такого сохранились на околице Добролёта.







С первобытных времен в деревне работает лесопилка, и это деревнеобразующее предприятие, хотя арендуют ее и трудятся здесь люди из Средней Азии. По сельским делам довелось с ними пообщаться. Выяснил, что их особо радует то, что природа здесь замечательная и водкой не торгуют. И действительно, в Добролёте нет ни одного магазина.

Сейчас в деревне постоянно живет несколько семей: пара фермеров, немного пенсионеров… Но так было не всегда. Когда-то здесь жизнь кипела. Была даже мебельная фабрика, но в 1942 году она сгорела.

Позже на лесоповале трудились спецпереселенцы и японские военнопленные из лагеря, расположенного неподалеку. Поблизости располагался большой поселок с целым заводом, на котором перерабатывалось такое таежное сырье, как бадан. Населенный пункт назывался так же. Но в начале 50-х прошлого века завод закрыли, население разъехалось кто куда. Часть перебралась в Добролёт.

До перестройки жизнь в деревне теплилась, и даже пара известных в Иркутске писателей держали здесь свои дачи. Дальше - больше, по тогдашней моде воспели деревеньку в прозе.

Вячеслав Шугаев издал сборник очерков и размышлений «Деревня Добролёт», который вышел в иркутском издательстве в разделе «Коммунистическое строительство», видимо, потому, что главной темой этих опусов стал советский народ и как он героически преодолевает все трудности. По нынешним временам все это выглядит немного комично.

А Валерий Хайрюзов написал просто рассказ «Добролёт».

К слову, оба литератора, надышавшись свежего воздуха, перебрались в Москву. А в доме Шугаева размещался одно время детский сад, а сейчас там живет местный фермер.




Сейчас наша деревенька в глубоком упадке, закрылась даже контора лесничества.




Но шансы на перемены к лучшему все же есть. Дело в том, что взялись за строительство дороги Иркутск - Большое Голоустное. Это самый короткий путь из областного центра к Байкалу. Но направление не пользовалось популярностью из-за того, что не было нормальной дороги. Но сейчас полным ходом идут работы, и за несколько лет обещают закатать все в асфальт. Может, и Добролёт тогда оживет.

Хотя мне здесь и так хорошо.





































история деревни добролет, добролет, иркутская область

Previous post Next post
Up