Старожилы, возможно, припомнят, что совсем недавно аз, многогрешный,
писал о главе лондонской сефардской общины, регулярно ходившем к мессе. И вот, из
совсем другой книжки - еще одна прекрасная лондонская история про другого бывшего крипто-иудея, известного врача Яакова де Кастро Сарменто (1690-1762), одного из первых в Англии сторонников и пропагандистов инокуляции против оспы.
Энрике Сарменто родился в португальской Браганце в семье "новых христиан", и, как и положено,был крещен в католической церкви. Через некоторое время его родителей арестовала инквизиция, по обвинению в тайном иудействе. Мать так и умерла в заключении, имущество отца было конфисковано. Однако, несмотря на все эти неприятности, Энрике в 1717 году закончил медицинский факультет университета в Комбре, и до 1720 года работал врачом - пока не решил перебраться в Лондон.
Оказавшись на британской земле, Сарменто повел себя как прям-таки идеальный криптоиудей из школьных учебников - официально объявил себя иудее, взял себе еврейское имя, повторно сочетался в синагоге браком со своей женой Рахель, написал трактат о библейской книге Эстер, произнес проповедь о смысле Судного дня, учился у лондонского раввина Давида Нието... Однако ни в какие учебники и агитки Сарменто не попал, ибо в какой-то момент все пошло не так.
Началось с того, что доктора обвинили в том, что, будучи в Португалии, он был осведомителем КГБ инквизиции - выдавал ей других криптоиудеев. Доказать это обвинение не удалось, но вскоре последовали другие, в неблагочестии: Сарменто уличили в том, что в праздник Песах он писал, а в Симха-Тора - ехал в карете. От этих обвинений доктор защищаться не стал, поскольку, как пишет Джереми Броун, "устал от иудаизма" ("Какой знакомый сюжет!" - воскликнет, полагаю, всякий, знакомый с русским "религионым возрождением", хоть иудейским, хоть христианским). Сарменто завел себе любовницу-англичанку, на которой в 1748 году момент женился (не разведясь с прежней женой Рахель), а перед этим - официально вышел из еврейской общины, правда, утчнив, что от личных контактов с ее членами не отказывается, поскольку уважает их как джентльменов.
Умер Сарменто англиканином, и был похоронен на кладбище при церкви св. Андрея, в которой крестил своего второго, незаконнорожденного сына. Википедия пишет, что переход в англиканство не сопровождался крещением, но это как раз понятно: как уже было сказано, крещен он был еще в Португалии, а англиканская церковь признавала Никейский символ.
В общем паки и паки повторю: подлинная история западно-европейских сефардов настолько интересна, что, право, жаль, что по-русски о них нет почти нечего. А потому - снова рекомендую свою (электронную) книжку "Иудейские войны и древности начала Нового времени", где о сефардах есть целая глава.
В мордокниге.